Государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Стандарт даёт возможность учителю задумываться не только о том, как ученику овладеть предметными знаниями, но и как сформировать у него учебную самостоятельность, развить способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакт с аудиторией (одноклассниками), создать условия для самореализации личности.
Для решения столь важных задач современная педагогическая наука предлагает технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. По мнению Л.В. Ассуировой, риторизация – «...процесс введения приёмов, направленных на речевое развитие в практику преподавания разных образовательных областей. Данная технология позволяет сформировать способность к речевому действию, необходимую в процессе коммуникации».
Методологической основой технологии являются принципы обучения, заложенные в учебный курс риторики Т.А. Ладыженской. В риторизации существует понятие «сквозные элементы уроков» – это риторические приёмы, определяющие школьный урок как риторизированный. Среди дидактических приёмов технологии можно выделить следующие: риторическая задача, риторическая игра, речевой (риторический) анализ.
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с методологическими приёмами технологии риторизации. Материал расположен на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Методический кейс на 2017-2018 уч.г.».
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования