Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для формирования любви к малой родине и Отечеству. Суть патриотического воспитания и гражданственности состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
Заложить начала патриотизма и гражданственности в дошкольном детстве педагогам поможет воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной» /сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В. и др. ГОУ ДПО ДРИДПО. – Донецк: Истоки, 2017. – 52 с.). Данная программа раскрывает задачи, принципы, содержание и формы нравственно-патриотического воспитания детей с 3-х летнего возраста.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования