Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
В настоящее время неоспоримым
становится тот факт, что здоровье является важнейшей ценностью человека, а
также мощнейшим общественным и мировым ресурсом. В связи с этим индивидуальное
и общественное здоровье относится к первоочередной категории государственных
приоритетов.
Согласно определению Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни. Исходя из этого, становится очевидным, что процесс сохранения и укрепления здоровья лежит в плоскости профессиональной деятельности не только медицинских работников, а также педагогов и психологов. Но следует отметить, что ответственность за воспитание детей и их здоровьесбережение государство возлагает, прежде всего, на семью и родителей. Остальные социальные институты, в том числе и образовательные организации, призваны дополнить и укрепить семейную воспитательную деятельность.
Среди педагогических обязанностей
важно выделить систематическое повышение своего профессионального уровня в
сфере валеологического образования и формирования навыков здорового образа
жизни. Таким образом, современный учитель сам должен быть компетентен в
вопросах здоровьесбережения, а именно обладать знаниями и навыками по
организации собственного здорового образа жизни. И как следствие, внедрение
здоровьесберегающей функции в развитие обучающихся.
Состояние профессионального
здоровья современного учителя вызывает тревогу, поскольку сам образ школьной
жизни изначально не запрограммирован на сохранение индивидуального здоровья:
• отсутствие
стабильного режима дня;
• недостаточная
физическая активность;
• психоэмоциональные
перегрузки;
• перегрузки
речевого аппарата;
• нагрузка
на одни и те же центры коры головного мозга с возникновением застойных очагов
возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
К перечисленному можно добавить
ряд таких факторов, как шум, запыленность, микробная обсемененность,
недостаточная вентиляция и освещенность, некомфортная температура воздуха,
питание на ходу, неудобное расписание уроков, отсутствие времени на осмысление
только что состоявшегося с учеником разговора. Основную задачу многие учителя
все еще видят в том, чтобы любыми путями дать предметные знания, а не
организацию педагогического процесса, который направлен на созидание личности
другого человека.
Обозначенные проблемы можно решить
путём повышения интереса у педагогов к культуре здоровья и мотивации к
здоровому образу жизни. Крайне важно, чтобы учитель осознавал не только
физический аспект здоровья, но также психологический и социальный. Другими
словами, учитель, во-первых, сам должен хотеть быть здоровым; во-вторых, знать,
как этого достигать; и в-третьих, понимать, зачем ему это нужно.
Кафедра
естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел
естественных дисциплин