С 23 по 28 октября 2017 года проходил второй (заключительный) этап курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы в форме авторской творческой мастерской «Проектирование и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ГОС основного и среднего общего образования» (группа 13.1).
28 учителей-филологов из разных уголков Республики имели возможность повысить свой профессиональный уровень, прослушав цикл лекций по актуальным проблемам филологического образования и приняв участие в серии практикумов, тренингов и мастер-классов, а ещё – встретиться с учителями-мастерами, победителями конкурсов профессионального мастерства, среди которых Т.А. Лутова и А.В. Криворучко.
Слушатели курсов посетили библиотеку им. Н.К. Крупской и "Русский центр", где познакомились с новинками справочной и научной литературы по вопросам языкознания и литературоведения. Для словесников главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам С.П. Морозовой был проведён День информации на тему «Новой школе ‑ новую методическую литературу» и по проблеме курсов повышения квалификации.
Преподаватель В.В. Боброва (методист отдела русского языка и литературы) познакомила педагогов с литературой нон-фикшн, которая очень популярна в наше время. Благодаря Виктории Викторовне учителя-словесники научились ориентироваться в Интернет-пространстве в поисках нужной информации по определённой теме.
Лекции старшего преподавателя кафедры общественно-гуманитарных дисциплин ДОНРИДПО А.В. Криворучко о текстоцентризме, лингвистической и литературной компаративистике были интересны, познавательны, проиллюстрированы занимательными практическими заданиями. Слушатели курсов получили большой объём полезной информации, которую в дальнейшем будут использовать в практической работе.
Лекция «Программа развития универсальных учебных действий», прочитанная доцентом кафедры общественно-гуманитарных дисциплин ДОНРИДПО, канд. филол. наук Л.М. Бражник, помогла курсантам более детально разобраться в видах и функциях универсальных учебных действий.
Актуальной была для курсантов лекция-диалог заведующей кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин ДОНРИДПО Н.В. Бухловой «Особенности метапредметного преподавания предметов гуманитарного цикла». Наталья Васильевна практическими примерами убедила филологов в необходимости моделирования и сценирования метапредметных уроков в современном образовательном процессе.
Руководитель группы 13.1, заведующая отделом русского языка и литературы ДОНРИДПО Л.В. Мельникова познакомила слушателей с технологией культурологического анализа текста на уроках русского языка. На практическом занятии учителя-словесники активно отвечали на вопросы культурологического характера, продемонстрировав не только свои знания из разных областей науки, но и умения моделировать задания коммуникативного характера, составлять сочинения инновационных жанров.
Слушатели курсов особенно ждали встречи с мастером Т.А. Лутовой, учителем МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин № 18 города Донецка», чтобы продолжить знакомство с опытом работы словесника. Татьяна Анатольевна не только рассказала о методике проведения творческих мастерских, но и провела с учителями практикум и мастер-класс, которые проходили увлекательно, творчески, на одном дыхании. Занятия вдохновили и смотивировали слушателей осваивать новые педагогические технологии, изучать опыт других словесников и учиться обобщать собственный.
Словесники приняли участие в работе республиканской методической мастерской для руководителей городских (районных) методических объединений учителей русского языка и литературы и представителей Республиканских лицеев-интернатов (Тема мероприятия «Опыт педагогической деятельности как ключевой фактор развития профессиональной компетентности учителя-словесника»). Занятие было посвящено проблеме представления и афиширования опыта собственной педагогической деятельности учителя-словесника по реализации ГОС. Спикерами методической мастерской стали победитель первого Республиканского конкурса профессионального мастерства среди учителей русского языка и литературы «Учитель-словесник нового времени» А.И. Калугина и победитель IV Международного конкурса «Хрустальная чернильница» (Республика Беларусь, Минск) Л.В. Дьяченко, а также учителя-мастера М.Ф. Хитун, Л.П. Бескоровайна, С.А. Ржесик.
Филологи были зрителями заключительного этапа Республиканского фестиваля русских народных традиций «РодНики», на котором свои культурно-образовательные проекты представили педагоги гг. Дебальцева, Докучаевска, Киевского и Будённовского районов г. Донецка, Тельмановского и Новоазовского районов.
Завершились занятия в авторской творческой мастерской итоговой аттестацией в форме экзамена и защитой выпускных работ, где слушатели продемонстрировали свои теоретические знания по актуальным проблемам организации современного образовательного пространства и свои умения применять их на практике.
Слушатели АТМ рассказали о своих первых впечатлениях. «Курсы очень понравились. Лекции преподавателей были интересны, познавательны и актуальны. А после некоторых появилось особое вдохновение и хотелось немедленно начать по-новому строить и проводить урок русского языка и литературы. Все полученные знания с удовольствием буду применять на практике», – поделилась своими впечатлениями учитель МОУ «Комсомольская школа № 1» Старобешевского района Е.В. Пилавова. «Осталась очень довольна курсами повышения квалификации. Впервые принимаю участие в такой форме работы, как АТМ. Получила много полезной новой информации, а главное – общалась с коллегами в процессе практической деятельности на занятиях, обменивалась опытом, сравнивала, делала выводы, планировала дальнейшую работу», – высказала своё мнение Е.А. Удод, учитель МОУ «Школа № 9» г. Тореза. «Курсы повышения квалификации – это неотъемлемая часть работы учителя-практика, где мы имеем возможность, знакомясь с инновациями педагогической деятельности, двигаться вперёд, расти как учитель-профессионал. Курсы всегда посещаю с удовольствием, потому что открываю для себя новые грани филологии, общаюсь с учителями-мастерами. Обязательно поделюсь с коллегами тем, что узнала и чему научилась в АТМ на ближайшем заседании методического объединения», – делится своими планами Т.Е. Семенюк, учитель МОУ «Школа № 2» г. Ждановки, руководитель городского методического объединений учителей русского языка и литературы. «Занятия в авторской творческой мастерской были продуктивными и в то же время проблемными: показали нам те направления деятельности, которые ещё следует изучить, отработать и внедрять в практику, не боясь трудностей и не жалея потраченного на самообразование времени. От имени всех словесников группы 13.1 благодарю преподавателей Донецкого РИДПО за интересную и содержательную модель курсов повышения квалификации. Желаю выпускникам авторской творческой мастерской вдохновения, реализации проектов, неиссякаемого желания заниматься самообразованием и новых педагогических открытий», – свои впечатления и пожелания высказала Г.В. Маханько, учитель Харцызской общеобразовательной школы № 19, староста группы.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы