При организации непосредственно
образовательной деятельности с дошкольниками педагоги используют проблемные
ситуации.
Создать проблемную ситуацию на
занятии – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у
дошкольников эмоциональную реакцию. Классифицировать проблемные ситуации
следует сразу по двум основаниям: эмоциональному переживанию и виду
противоречия. По основанию переживания проблемные ситуации делятся на два типа:
с удивлением и с затруднением.
В основе проблемных ситуаций с
удивлением лежат два вида противоречий: между двумя (или более) положениями,
между житейским представлением детей и научным фактом.
В основе проблемных ситуаций с
затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить
задание педагога. Детям предлагается практическое задание на новый материал.
На занятиях дошкольники не в
состоянии самостоятельно (как ученый) выполнить сложные творческие действия по
выходу из проблемной ситуации. Значит, педагог должен организовать совместные
творческие действия. Для этого требуется подавать специальные реплики,
стимулирующие детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными
словами, для выхода из проблемной ситуации педагог должен развернуть
побуждающий диалог.
Проблемное занятие представляет
собой либо вопрос для исследования (как в науке), либо тему. Представленная
проблема является для дошкольников значимой и мотивирует их к усвоению нового
знания.
Технология использования проблемных
ситуаций на занятиях с дошкольниками подробно раскрыта в статье: Мельникова
Е.Л. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками /Е.Л., Мельникова
// Методист: журнал – 2016. - № 4.- С.61-68
Кафедра
дошкольного и начального образования
Отдел
дошкольного образования