Важное место в аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.
Изучение опыта работы образовательных учреждений и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:
- анализ цели воспитательного дела;
- анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;
- оценка места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;
- анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания этапа поставленной задаче, оптимальность использования методов, анализ результатов);
- анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;
- оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспитательным процессом; авторитет, педагогический такт, формы сотрудничества с учащимися;
- недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;
- рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.