12 декабря 2017 г.

Семинар-практикум учителей русского языка и литературы в Амвросиевском районе

На базе МОУ «Благодатновская школа» состоялся семинар-практикум учителей русского языка и литературы на тему «Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся путем реализации системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения при изучении предметов филологического цикла». Гостей тепло приветствовали учащиеся в костюмах литературных героев, директор школы Подлесная Ольга Николаевна.

О целевой направленности семинара проинформировала методист методического кабинета Управления образования администрации Амвросиевского района Борисова Анна Анатольевна. Она акцентировала внимание на то, что в основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Учителя и ученики являются равноправными участниками образовательной деятельности. От каждого из них в равной степени зависит успех обучения.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Карпова Анастасия Сергеевна осветила научный аспект теоретической части семинара. Директор школы Подлесная Ольга Николаевна представила визитную карточку школы и панораму авторских уроков учителей русского языка и литературы.

Участники семинара посетили открытый урок-игру, который блестяще провела Красовская Ирина Петровна в 5 классе по теме «Качества хорошей речи. Недочеты, разрушающие свойства хорошей речи: повтор слов, неуместное употребление слов и речевых оборотов, однообразие в построении предложений. Редактирование небольших ученических текстов». Цель урока: создать условия для нахождения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях, убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма. Пятиклассники активно работали в группах, сравнивали, обобщали, делали творческие выводы, выпустили информационный листок «Понемногу обо всем»; задорно спели веселую песню. На уроке уместно применен фрагмент электронного пособия для дистанционного обучения и самообразования обучающихся «Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 5 класс» / сост. Плыс Л.Н. // под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017.

Ирина Петровна стала умелым организатором тщательно спланированной деятельности, она разумно управляла учащимися, развивала их познавательную деятельность. Пятиклассники почувствовали себя успешными. Гости высоко оценили урок. Даже появились стихи:
Мы очень рады нашей встрече,
Сразили нас своей вы речью.
Размышляя понемногу обо всем,
Сумели нам понравиться во всем!
(Сергиенко Светлана Григорьевна)

Шестиклассники встретили участников семинара яркими элементами морской одежды. Учитель Белик Валентина Николаевна интересно провела урок-путешествие в страну Имени Существительного. Это был урок обобщения и систематизации знаний с целью повторения и обобщения изученного об имени существительном на фоне яркой презентации.

Задачи: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи; продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку. Шестиклассники выполняли задания в судовом журнале и одновременно заполняли лист самооценки. Они продемонстрировали творческую активность, самостоятельность, ответственность, критичность мышления. И вновь от гостей звучали стихи:
С таким капитаном не страшен вам шторм!
Он выведет вас из бури и гроз.
Смелее плывите по морю вы знаний.
Дерзайте! Ныряйте! И все познавайте!
(Зледенная Наталья Викторовна)

Затем Красовская Ирина Петровна пригласила на урок-исследование по теме «С.А.Есенин. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Цветопись в поэзии». Урок проведен в форме мастерской на высоком эмоциональном подъеме. Одиннадцатиклассники позволили окунуться в неповторимый мир поэтического творчества Сергея Есенина, ощутить всепроникающий лиризм его стихов. Наслаждаясь стихами, учащиеся одновременно работали над художественными образами и цветовой гаммой в поэзии Есенина. С защитой проектов на тему: «Какие краски дарит Есенин отчему краю?» выступили 3 группы. Они исследовали, как в красках и образах выплескивалась душа поэта: «Одетые в золото» есенинские строки; «Цвета радуги» малой родины; «Синие» строки С. Есенина». Учащиеся презентовали обложки к стихотворениям поэта, выразительно читали стихи, слушали трепетный романс, оценивали свою работу в мастерской, а эта работа была продуктивной.

Завершилась практическая часть семинара ярким внеклассным мероприятием «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» (учителя Колесник Марина Владимировна, Медяник Анжелика Викторовна).

С материалами семинара знакомьтесь <<<по ссылке >>>

Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы проведен на высоком научно-методическом уровне. Об этом свидетельствовали записи гостей на волшебных перышках в старинной чернильнице. Было очень интересно, познавательно, полезно, душевно, трогательно. Искренне желаем творческого вдохновения, успешной реализации новых идей, добра, мира, процветания!

Методический кабинет Управления образования администрации
Амвросиевского района