12 января 2018 г.

Ступеньки мастерства

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед.
Френсис Бэкон
11 января 2018 года на базе МОУ «Школа № 93 им. Н.П. Жердева» состоялось второе занятие Школы молодого педагога «Ступеньки мастерства» в Кировском районе г. Донецка, посвящённое инновациям в образовании.
Целью занятия являлось осмысление необходимости и возможности применения инновационных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Мотивационный аспект был раскрыт с помощью упражнения «Палитра советов педагогов-классиков».
С целью качественной подготовки к занятию за две недели до проведения мероприятия молодым специалистам, а их в Кировском районе 73 человека, необходимо было выполнить практическую работу «Педагогические технологии» (авторы: Николашева Е.А., заместитель директора по УВР МОУ «Школа № 85 г. Донецка»; Шлёнская Н.Л., директор МОУ «Школа № 30 г. Донецка»). Выполнив практическую работы, молодые специалисты:
  • с помощью приёма «инсерт» обозначили степень информированности о той или иной современной педагогической технологии;
  • раскрыли суть педагогической технологии, заполнив модифицированную таблицу Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»;
  • приведите несколько упражнений, приёмов, демонстрирующие суть выбранной ими педагогической технологии.
Методист отдела образования Мороз Е.Н. презентовала видеоколлаж «Атмосфера творчества», что способствовало обоснованию актуальности выбора темы и содержания занятия.
Методист отдела образования, руководитель районной Школы молодого педагога в Кировском районе Глюза О.А. ознакомила с процессом инновации на основе обсуждения ситуаций из сказки «Царевна-лягушка». Молодым педагогам было предложено сопоставить сюжет сказки с основными этапами инновационного процесса.
После этой беседы с помощью упражнения «Неоконченное предложение» молодые специалисты сделали следующие выводы:
  • Катализатором инновационной деятельности является появление проблемы.
  • Вспомогательными факторами в инновационном процессе являются нравственные черты характера, быть смелым и т.д.
  • Итогом инновационной деятельности является радость, достижение целей.
В ходе эвристической беседы Глюза О.А. раскрыла сущность педагогической технологии, классификацию инновационных технологий, их характеристики. После чего участникам мероприятия было предложено с помощью морфологического ящика (приём РТВ) изобразить «инновацию». Молодые специалисты проявили не только креативность, а и нестандартный подход в раскрытии сущности инноваций, исходя из собственных ощущений.
В процессе деловой игры «Защита инноваций» обсуждались особенности педагогических инноваций. Обсуждение предполагало организацию групповой работы.
Каждой группе необходимо было составить лаконичное описание данной инновации и представить рекомендации по ее использованию на практике. Для выступления среди участников выбирались исполнители таких ролей:
  • автор-новатор – озвучивает передовые идеи и их суть;
  • оптимисты – последователи новатора, пропагандисты и защитники инновационных идей;
  • пессимисты – скептики и консерваторы, которые озвучивают негативные моменты в практике использования инновационных методов;
  • реалисты – эксперты-аналитики, которые, взвесив все положительные и отрицательные стороны инновационной технологии, делают выводы и подводят итог.
С помощью упражнения «Зеркало» педагогам предлагается услышать «Негативные убеждения» об инновациях и превратить их в аффирмации (намерено сформулированные позитивные мысли, которые повторяются для того, чтобы заменить негатив).
Подведение итогов мероприятия проводилось с помощью упражнения «Музыкальные ассоциации». Выполняя это упражнение, молодые специалисты попытались сопоставить инновационные технологии с предложенными музыкальными фрагментами и пояснить свой выбор.
 Король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” сказал: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. И помните, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
 
Методический кабинет отдела образования администрации
Кировского района города Донецка