Руководитель – это лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Принятие решения является важной частью любого руководителя. Поскольку управленческие решения принимаются людьми, то они во многом носят отпечаток личности руководителя, т.е его характер, стиль управления, уровень управления (высший руководитель, средний или низший).
Руководитель ежедневно принимает огромное количество решений, одни он принимает интуитивно, другие основываясь на суждениях, третьи основываясь на анализе происходящего, так же принимаются стратегические, перспективные и текущие решения и многие другие решения.
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. Организационное решение призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Можно выделить следующие аспекты управленческих решений:
- экономический: эффективность использования всех видов ресурсов; материальная заинтересованность персонала; обоснованность управленческих решений; максимизация экономического эффекта;
- социальный: неформальная структура рабочих групп; качество трудовой деятельности; развитие системы участия в управлении; внепроизводственная деятельность неформальных групп;
- организационный: делегирование полномочий; локализация и устранение конфликтов; разделение труда; структуризация функций управления;
- правовой: соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений; придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта; соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения; распределение ответственности за выполнение принятого решения;
- психологический: учет инновационной готовности персонала; оценка социально-психологического климата; профессиональные качества руководителя; деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;
- педагогический: воспитательный характер управленческих решений; квалификационный рост персонала; формирование позитивных моральных установок.
Кафедра менеджмента образования и психологии