Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.
Музыка – целитель здоровья.
В. Бехтерев
На основании приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 1407 от 18 декабря 2017 года, во исполнения статей 16, 18, 32 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», с целью обеспечения качественного преподавания предмета «Музыкальное искусство» по программам начального общего образования ДОНРИДПО были сформированы творческие группы из числа преподавателей организаций высшего и среднего профессионального образования, методистов, учителей общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для создания макетов Рабочих тетрадей по предмету «Музыкальное искусство» для обучающихся 1-4 классов.
Работа творческих групп педагогов-музыкантов организована в режиме временного творческого коллектива (ВТК) и представляет не только профессиональный интерес, но и разрешает проблему отсутствия учебников и рабочих тетрадей по предмету. Главной целью творческой группы является объединение педагогов, участвующих в научно-педагогическом исследовании и научно-практическом поиске при совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. График работы ВТК отражен в плане работы Донецкого РИДПО на 2018 год.
Рабочая тетрадь по предмету «Музыкальное искусство» – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины. Рабочая тетрадь предназначена для активизации самостоятельной работы в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении учебных и творческих заданий, а также формирования общих и специальных умений; расширения границ учебного материала за счет большого количества разнообразных заданий, упражнений, тестов, направленных на формирование культурологического мышления, развитие творческих и исследовательских способностей; обучения рациональному использованию учебного времени, повышению плотности занятия и интенсификации учебного процесса; формирования навыков делать аргументированный отбор полученного учебного материала, планировать свою работу, оценивать и публично представлять результаты собственной учебной и творческой деятельности.
Использование рабочих тетрадей при обучении музыкальному искусству является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний, что повышает интерес к изучаемому предмету. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают. Цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, обеспечить развитие мыслительной активности.
В результате работы членами временных творческих групп были выделены следующие дидактические функции рабочих тетрадей по музыкальному искусству: компенсаторная – то есть облегчение процесса обучения; информативная – передача необходимой для обучения информации; интегративная – рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; познавательная – развитие познавательного интереса, умения наблюдать, мыслить, эстетического вкуса; формирующая – формирование видов познавательной деятельности, приемов познания.
Достоинствами предметной рабочей тетради являются: включение заданий разного уровня и вида; возможность комбинировать работу с источниками и иллюстрациями, заполнение таблиц и схем с дидактическими играми в рамках одного урока; материалы рабочих тетрадей легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point; рабочие тетради позволяют экономить время на решении организационных вопросов. Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач одновременно: психологической поддержки; организации учебного процесса; контроля; организации дистанционного обучения.
Несомненно, создание рабочих тетрадей – это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально активизировать деятельность обучающихся как на уроке, так и во время домашней подготовки. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел культуры и эстетики