Языковое образование можно назвать залогом овладения культурой, овладение иностранным языком является предпосылкой овладения иноязычной культурой. При этом необходимо учитывать, что язык – это средство коммуникации, орудие общения, выразитель отношений, эмоций, инструмент развития и воспитания личности. Основными функциями языка в обществе являются установление взаимопонимания между народами-носителями разных языков и культур. Языки межнационального общения обеспечивают доступ к многообразию мировой политики и культуры, в том числе и с помощью средств новых информационных технологий.
Таким образом, язык и, следовательно, языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе.
Языковое образование выступает также в качестве значимого средства, которое формирует сознание личности, её способность быть социально мобильной в обществе и свободно «входить» в открытое информационное пространство.
Наиболее значимыми с точки зрения образовательных и социальных возможностей личности в современном мире являются языки глобального общения. Потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. В соответствии с новыми стандартами и концепцией образования изучение иностранных (неродных) языков начинается со второго класса.
Требования государства и общества к результатам лингвокультурной подготовки обучающихся выражаются в обеспечении умения использовать изучаемые языки в реальной межкультурной коммуникации. Важно при этом формировать положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.
В процессе изучения иностранного языка школьнику необходимо создать мотив и условия для овладения не только коммуникативной компетенцией в области устного и письменного иноязычного общения, но и предметно-когнитивной компетенцией и социально-аффективной компетенцией. Первый вид компетенции предполагает знания обучающимися чужой культуры, общего и отличного в этой культуре и своей собственной. В свою очередь, под социально-аффективной компетенцией понимается система ценностей, воспитываемая на базе чужой культуры (терпимость, открытость), а также на базе собственного культурного пространства (развитие личностных качеств и социальной ответственности).
Специфика языкового образования заключается в усилении когнитивных аспектов обучения неродному языку. Это предполагает расширение рамок учебного процесса за счет включения в этот процесс реального индивидуального опыта ученика, полученного в межкультурном общении.
(По материалам практического семинара для руководителей методических объединений иностранных языков).
Более подробно можно ознакомиться с материалами по ссылке: https://ddfl2015.blogspot.com/
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их
преподавания
Отдел иностранных языков