25 апреля 2018 года на базе МДОУ «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа города Макеевки» (заведующий Извекова Т.И.) состоялось педагогическая студия для педагогов дошкольных образовательных организаций (учреждений) (групп) комбинированного и компенсирующего типа по проблеме «Внедрение технологий индивидуализации как инновационный тренд в системе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Мероприятие было проведено по плану работы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».
Участниками педагогической студии стали педагоги и руководители дошкольных образовательных организаций Донецкой Народной Республики (более 30 заведующих, воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов из гг. Снежное, Донецк, Макеевка, Харцызск, Шахтерск, Горловка, Докучаевск). Координаторами мероприятия выступили Кобзарь Оксана Викторовна, методист центра специального и инклюзивного образования ГОУДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» и Рудяк Людмила Викторовна, методист методического центра управления образования администрации города Макеевки.
Были определены следующие цели и задачи работы педагогической студии:
- раскрыть актуальность научно-методической проблемы в системе повышения уровня профессиональной компетентности учителя – дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя группы компенсирующего типа дошкольного образовательного учреждения, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- представить научно-методические и практические аспекты создания оптимально благоприятной развивающей среды и социального пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, продемонстрировать особенности трансформации технологий индивидуализации в систему педагогического сопровождения;
- презентовать комплексную модель деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа города Макеевки» по внедрению технологий индивидуализации в систему работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха и задержкой психического развития в контексте обеспечения эффективной реализации ГОС ДО и индивидуальных траекторий развития воспитанников;
- определить инновационные векторы организации комплексного педагогического сопровождения, реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностям здоровья;
- повысить уровень компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций (учреждений) (групп) комбинированного и компенсирующего типа в векторе внедрения технологий индивидуализации в систему формирования социально-компонентной личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Открыла работу студии выставка программно-методического обеспечения организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и дидактического инструментария, подготовленного педагогами МДОУ № 152.
В рамках информационного блока педагогической студии выступили:
- Извекова Татьяна Ивановна, заведующий МДОУ «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа города Макеевки», выступила с информационным сообщением-визитной карточкой образовательной организации;
- Кобзарь Оксана Викторовна, методист центра специального и инклюзивного образования ГОУДПО «Донецкий РИДПО» представила научно-методическое сообщение по проблеме «Технологии индивидуализации как инновационный тренд в системе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Носкова Людмила Митрофановна, старший воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа города Макеевки», презентовала сообщение по теме «Практические аспекты реализации технологий индивидуализации в системе комплексного педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Практическая часть педагогической студии была представлена педагогическим подиумом, целью которого стала презентация модели деятельности МДОУ «Ясли-сад № 152 компенсирующего типа города Макеевки» по внедрению технологий индивидуализации в систему работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в контексте обеспечения эффективной реализации Государственных образовательных стандартов дошкольного образования и реализации индивидуальных траекторий развития.
Педагогами ДОУ № 152 были подготовлены и продемонстрированы участникам педагогической студии видео коррекционных занятий для детей с нарушениями слуха и для детей с задержкой психического развития:
- коррекционное занятие с детьми первой младшей группы «Смайлик» (Ковальчук Людмила Леонидовна, учитель-дефектолог);
- коррекционное занятие по ФЭМП «Счёт в пределах пяти. Сравнение множеств» (Завгородняя Валентина Николаевна, учитель-дефектолог);
- комплексное коррекционное занятие по развитию речи «Весна» – рисование сюжетной картины с использованием ИКТ (Горб Галина Николаевна, учитель-дефектолог);
- коррекционное занятие по развитию речи «Дикие животные» (Шалыгина Елена Анатольевна, учитель-логопед, Костина Людмила Анатольевна, учитель-дефектолог);
- коррекционное занятие по подготовке к обучению грамоте «Маленькие грамотеи» (Бубнова Лариса Ивановна, учитель-дефектолог);
- коррекционное занятие «Волшебный салат» (Ушатая Маргарита Юрьевна, педагог дополнительного образования).
Проведен мастер-класс по моделированию индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников различных нозологических групп.
В ходе работы творческой площадки педагога была проведена презентация методического и дидактического обеспечения организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подготовленного специалистами МДОУ № 152.
Кульминацией работы педагогической студии стало посещение мюзикла по сказке «Дюймовочка» - театрализованного представления, подготовленного и проведенного воспитанниками МДОУ № 152 и Жарченко Ириной Алексеевной, музыкальным руководителем.
При подведении итогов и проведении рефлексии участниками педагогической студии был отмечен высокий методический уровень проведенного мероприятия и сделан вывод, что работа педагогической студии способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам научно-методического и организационного сопровождения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, созданию новых педагогических практик внедрения технологий индивидуализации как инновационного тренда в системе образования.
Фотоотчет
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования