Образованный человек – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает.
Г. Зиммель
26 апреля 2018 года на базе Донецкого РИДПО состоялась Республиканская методическая мастерская для учителей русского языка и литературы, руководителей городских (районных) методических объединений учителей-словесников, представителей межлицейского методического объединения учителей-словесников, методистов городских (районных) методических объединений МК(МЦ), курирующих предметы языкового и литературного циклов.
Это второе занятие в рамках мастерской «Формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами русского языка и литературы». Тема этого занятия – продуктивные методы формирования регулятивных УУД на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе. Цель занятия – повышение научно-методической и профессиональной компетенции руководителей городских (районных) методических объединений учителей русского языка и литературы по вопросу отбора продуктивных методов формирования регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе с целью реализации ГОС учителем-словесником.
Открыла методическую мастерскую проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО, к.ф.н., доцент В.Г. Зарицкая, которая рассказала о стратегических направлениях деятельности словесников по формированию УУД и пожелала представителям районных и городских методслужб продуктивной работы.
Первым спикером научно-теоретического блока стала Е.А. Луценко, старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого РИДПО, к.ф.н. Елена Анатольевна в теоретикуме раскрыла вопрос формирования универсальных учебных действий обучающихся средствами русского языка и литературы и представила модель мониторинга регулятивных УУД, разработанную кафедрой, предложила технологические карты для проведения исследований.
Второй спикер – Л.В. Мельникова, заведующий отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО, сделала акцент на продуктивных методах формирования регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, провела анализ урока русского языка, спроектированного с целью формирования у учащихся регулятивных УУД, провела с руководителями методобъединений дидактические игры «Зебра» и «Узнай меня».
Спикер практического блока мастерской С.В. Сатункина, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №24 г. Тореза», проафишировала перспективный педагогический опыт «Формирование интеллектуально-творческой личности школьника средствами ИКТ», организовав работу творческих групп, члены которых анализировали тексты художественных произведений русских классиков с использованием видеоклипов. Руководители МО активно работали, пополняя методическую копилку и внося коррективы в собственный педагогический почерк. Светлана Викторовна презентовала участникам мастерской урок русского языка в жанре путешествия «Путешествие в Хомутовскую степь», одной из задач которого стало формирование регулятивных УУД. Педагог убедила присутствующих в высоком потенциале ИКТ в развитии интеллектуальной и творческой деятельности школьников.
Н.А. Дейна, учитель русского языка и литературы Харцызской общеобразовательной школы № 2 Донецкой Народной Республики, поделилась опытом работы по проблеме интегрированного обучения как средстве полихудожественного развития обучающихся на уроках словесности во взаимодействии с другими предметами гуманитарного и эстетического циклов. Наталья Александровна предложила методистам проанализировать новеллу Ф. Кафки «Превращение», сделав акцент на формировании у учащихся УУД на уроках литературы, используя приём Storytelling и притчу П. Коэльо «Когда милосердие под угрозой».
Подвела итоги работы и провела рефлексию В.Г. Зарицкая.
Бонусом для участников мастерской стал электронный кейс и участие в качестве зрителей в конкурсной программе Фестиваля литературных студий «СОТы: Слово. Образ. Театр»
С материалами занятия № 2 можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы https://kabruss.blogspot.com/ в рубрике ММ для руководителей МО.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы