29 мая 2018 г.

Готовимся к ГИА по литературе в 9-ом классе

24 мая началась государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов по образовательным программам основного общего образования.

31 мая 2018 года девятиклассников ожидает новое испытание – экзамен по курсу «Литература».


ГИА по литературе в 9-ом классе – это устный экзамен с использованием билетов. Каждый билет содержит 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание. Вопросы билетов сформированы в соответствии с действующей учебной программой, утверждённой Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики на 2017-2018 учебный год: Литература: 5-9 кл: программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд. доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.

Учебники, рекомендованные МОН Донецкой Народной Республики на 2017-2018 учебный год, помогут девятиклассникам систематизировать знания по курсу: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский] ; под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.; Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский] ; под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.

Государственная итоговая аттестация в 9-ом классе – это независимое оценивание уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы. Их выполнение позволяет установить уровень освоения государственного стандарта основного общего образования.

Демонстрационные варианты экзаменационных заданий ГИА-9 размещены на сайте www.resobrnadzor.ru. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе.

Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.

Задания для ГИА по литературе представляют собой 30 билетов, в каждом из которых содержится три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для основного общего образования. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки выпускников 9 класса и опираются на художественные тексты, соответствующие обязательному минимуму содержания литературного образования. Художественные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Первый вопрос билета носит репродуктивный характер и предполагает знание особенностей литературного процесса определённой эпохи, конкретного художественного текста или некоторых фактов творческой биографии писателя. К ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя/ей. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворных фрагментов), знание теории литературы.

Второй вопрос каждого билета требует умения анализировать конкретный художественный текст, демонстрируя знания по истории литературы и знания литературоведческого характера. Например, анализируя текст произведения, обучающийся должен уметь соотнести его с конкретной литературной эпохой, стилем, направлением. Анализируя прозаический или поэтический текст, обучающийся должен охарактеризовать его с точки зрения содержащихся в нем различных изобразительно-выразительных средств, композиционных особенностей и др. Во втором уровне могут быть вопросы проблемного характера, требующие умения самостоятельно интерпретировать художественный текст. Один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы/литературы XVIII / XIX века, а другой – на материале литературы XIX / ХХ века. На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.

Третий вопрос каждого билета носит практико-ориентированный характер и предполагает выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из лирического, прозаического или драматического произведения (в соответствии с действующей программой по литературе и программой ГИА по литературе для 9 класса).

Рекомендуем придерживаться следующих правил при ответе на вопросы билета: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику.

Девятиклассникам необходимо помнить, что при ответе на вопросы будут учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования, поэтому рекомендуем в ходе подготовки к ГИА по литературе обратить внимание на следующие позиции:
  • понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
  • привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
  • аргументация суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
  • использование необходимых для ответа терминов и понятий;
  • композиционная стройность ответа;
  • умение выразительно читать наизусть;
  • ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Выполняя самооценку тренировочного устного ответа, учитывайте речевое оформление, объем словарного запаса, степень владения навыком композиционного построения собственного текста, умелого использования эмоционально-экспрессивных средств языка. Особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала.

Перед ГИА рекомендуем учащимся прочитать стихотворения наизусть, учитывая такие параметры и критерии: общая техника речи: дыхание, сила голоса (диапазон), тон (диапазон), дикция, соблюдение орфоэпических норм; интонирование чтения: громкость (адекватность содержанию), соблюдение логических и психологических пауз, логические ударения, темпоритм, мелодика (движение голоса по звукам), выбор эмоционального тона, тембровая окраска; невербальные средства выразительности: жесты, мимика, поза.

Рекомендуем девятиклассникам найти время и прослушать художественные произведения в исполнении актёров и общественных деятелей:
При подготовке к экзамену можно продуктивно использовать интернет-источники:
  1. Виртуальный музей литературных героев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.likt590.ru/project/museum/, свободный.
  2. Гоголь Н.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.domgogolya.ru/, свободный.
  3. Грибоедов А.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.griboedow.net.ru, свободный.
  4. Достоевский Ф.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fdostoevsky.ru/, свободный.
  5. Древнерусская литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pisatel.org/old/, свободный.
  6. Жуковский В.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zhukovskiy.net.ru, свободный.
  7. Карамзин Н.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.karamzin.net.ru, свободный.
  8. Крылов И.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krylov.net.ru, свободный.
  9. Лермонтов М.Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lermontov.name/, свободный.
  10. Некрасов Н.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://nekrasov.niv.ru/, свободный.
  11. Профильное обучение в старшей школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profile-edu.ru/, свободный.
  12. Пушкин А.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aleksandrpushkin.net.ru, свободный.
  13. Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rifma.com.ru/, свободный.
  14. Сергей Есенин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slova.org.ru/esenin/index/, свободный.
  15. Толстой Л.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levtolstoy.org.ru, свободный.
  16. Тургенев И.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turgenev.net.ru/, свободный.
  17. Фонвизин Д.И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fonvisin.net.ru, свободный.
  18. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: feb-web.ru, свободный.
  19. Чехов А.П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chehov.niv.ru/, свободный.
  20. Готовимся к ОГЭ: http://hallenna.narod.ru/GIA_spisok_textov.html
Желаем всем девятиклассникам хорошего настроения и достойных результатов ГИА по литературе!

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы