12 февраля 2015 г.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения

Семейное чтение было распространенной практикой и во времена античности и в Новые времена. Сегодня мы обращаем внимание на чтение книг в семье.

Зерно прозревает в земле,
дитя прозревает в семье.
А.Рева

Когда сегодня говорят о сложной ситуации в сфере чтения, падения качества чтения и т.д., пытаются сравнивать уровень чтения в разные времена, то зачастую не дифференцируют само понятие «чтение», не видят его многогранности, многослойности. Существуют различные виды, направления и модели чтения. В этом ряду находится такая модель, как «Семейное чтение».
 
Семейное чтение имеет свои исторические корни.  Так одно из первых упоминаний относится ко времени египетских фараонов: одна из записей на папирусе содержит обращение отца к сыну того периода с советом: «Обратить свое сердце к книгам».
 
Семейное чтение было распространенной практикой и во времена античности и в Новые времена. Сегодня мы обращаем внимание на чтение книг в семье.
 
Проблема нечтения современных детей волнует нас, волнует то, что подрастает поколение, в жизни которого книга, увы, не является ценностью. Это очень важная задача: воспитать читателя. Начинать надо с малого: вспомнить, что мы являемся родителями и в наших силах воспитать своего ребенка читающим.
 
Что же мы можем?
 
Привить ребенку любовь к чтению, познакомить его с обширной литературой не поможет ни телевидение, ни Интернет, ни социальная среда. И только родитель, поставивший перед собой эту благородную задачу, может справиться, если у него есть багаж знаний культуры, который он накопил за свою жизнь. Родитель тоже должен быть читающим, любящим книгу. Наиболее важно семейное чтение для членов семьи в детском, подростковом, отроческом возрасте. Дома должна быть библиотека. Домашняя книжная коллекция – основа воспитания ребенка.
 
Союзником и помощником взрослых должна быть, конечно, школьная библиотека, опираясь на которую родители могут выступить посредниками между ребенком и книгой.
 
Заинтересован в воспитании читающего ребенка и учитель. Сам учебник, формируя навыки работы с литературой, уже окажет родителям неоценимую услугу. «Читающие родители – читающие дети» - главная составляющая работы библиотек семейного чтения. Чтение, книга должны стать основой культурной ценностью, образом жизни ребенка.
  1. В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от чтения про себя.
  2. Модель семейного чтения тесно связано с понятием «личная библиотека».
  3. В «семейном чтении» одновременно реализуются все важнейшие функции чтения:
    1. ­познавательная;
    2. ­воспитательная;
    3. ­развивающая;
    4. ­развлекательная;
    5. ­коммуникационная.
«Чтение вслух» - это, как утверждают ученые, первоначальная практика чтения. Оно дает читателю понять смысл текста, и читатели должны быть слушателями голоса чтеца. Чтение вслух как бы дарит книге душу. Таким образом, модель «семейное чтение» обладает особым, более сильным, чем другие модели чтения, эффектом воздействия на личность.
 
Семья, как важнейший социальный институт, обладает естественной стабильностью, поэтому семейное чтение закладывает привычку к чтению (как явление, вполне подчиненное условиям бытования семьи). Можно с уверенностью утверждать также, что семейное чтение не только характеризует стабильный уклад семьи, но и одновременно вносит стабильность в ее существование. Модель «семейное чтение» тесно связана с процессами становления семьи, с ролью женщины в воспитании ребенка и становлении его как читателя.
 
Возвращаясь к теме воспитания «читающего ребенка», следует добавить, что детективы, триллеры, «ужастики», комиксы не должны преобладать в чтении, т.к., выполняя только развлекательные функции, обедняют ребенка.
 
Слова Д.С. Лихачева о том, что государство состоит не из людей, а из семей, помогут вернуть наше отечественное на пьедестал «самой читающей страны». А начать надо с семьи – научить ребенка любить книгу.
 
Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества. Вспомним замечательные слова А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой… должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо не был грамотен ребенок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи».
 
Кафедра менеджмента образования и психологии
Информационно-библиотечный центр