3 октября 2016 г.

Какие преимущества и недостатки теории множественного интеллекта в решении задачи активизации умственной деятельности обучающихся?

Модель обучения на основе теории множественного интеллекта приобрела наибольшую популярность по причинам учета современных знаний практической психологии относительно развития интеллекта человека.


В 1904 году по требованию министра общественного образования Франции французский психолог Альфред Бине с группой коллег разработал методы, с помощью которых можно было определить, какие студенты младших курсов могут получить неудовлетворительные оценки, чтобы привлечь дополнительное внимание преподавателей к этим студентам. Так появились первые тесты интеллекта. Несколькими годами позднее тесты интеллекта появились и в США и приобрели там широкое развитие, так же, как и само понятие «интеллект» как что-то, что может быть объективно вымеренным и сведенным в цифровую форму в виде IQ (коэффициента интеллекта). Почти через 80 лет после появления первых тестов интеллекта психолог Гарвардского университета Говард Гарднер поставил под сомнение эту общепринятую теорию, утверждая, что понятие интеллект в ней определено весьма узко. Он в своей книге «Границы ума» (1983) предложил различать по меньшей мере 7 основных типов интеллекта.

Теория Г. Гарднера базируется на нейрофизиологических и психологических исследованиях. Приверженцы теории IQ считают, что интеллект отдельного человека определен заведомо и есть статическим. Это то, с чем человек рождается. Последние исследования прогрессивных нейропсихологов доказывают, что интеллект может меняться и развиваться в процессе обучения. После признания этой более широкой и более прагматической теории концепция интеллекта начала терять свою загадочность и превратилась на функциональную концепцию, которую люди по-разному используют в повседневной жизни.
Основные положения:
  • Гарднер предложил расширить понятие интеллекта и включить к нему потенциал человека, который не учитывается при измерении IQ;
  • Гарднер поставил под сомнение действительность определения интеллекта человека, когда человека отторгают от его обычного окружения и принуждают выполнять такие задачи, о которых человек даже никогда и не думал, никогда не делал и, возможно, и не будет делать в будущем. Другими словами, интеллект нельзя измерить в лабораторных, искусственных условиях путем выполнения любых тестов (в том числе теста IQ);
  • категорически не оправданы объяснения расовых и религиозных отличий, которые базируются на результатах тестов по определению интеллекта (как это делают приверженцы теории IQ);
  • интеллект человека - неоднозначный, он - множественный;
  • Гарднер предложил определять интеллект, как что-то, что имеет отношение к: способности решать проблемы, с которыми человек встречается в реальной жизни; способности задавать новые вопросы в процессе решения предыдущих; способности делать что-то, предоставлять какую-то услугу, которая имеет ценность с точки зрения чьей-то культуры.
Ключевые позиции:
  • каждый человек имеет способности к тому или другому типу интеллектуальной деятельности. У разных людей те или другие способности развиты в разной степени (например, немецкий поэт Гете был одновременно и государственным деятелем, и ученым, и философом. С другой стороны, такие личности, как Ф. Гаус, имели способности по математике, Роберт Фишер - шахматы);
  • большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта на соответствующем уровне компетентности. Другими словами, каждый ученик владеет потенциалом к изучению всех предметов при условии создания для этого соответствующих условий;
  • разные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать между собой и влиять на развитие друг друга. Например, занятия классической музыкой содействуют развитию математических способностей;
  • существует много способов развития того или другого типа интеллекта. Например, чтобы уметь хорошо рассказывать истории, не обязательно уметь читать и писать (пример няни А.С.Пушкина Арины Родионовны).
Преимущества теории множественного интеллекта:
  • новое понимание и определение интеллекта;
  • широкие возможности развития способностей учеников с разными типами интеллекта; множественность проявления человеческого интеллекта в литературе, науке, музыке, спорте, политике, религии и т.п.;
  • демократический характер теории: каждый тип интеллекта имеет право на существование и развитие.
Недостатки:
  • «размытость» границ трактования теории и ее применения (например, какая взаимосвязь понятий «талант» и «интеллектуальная личность»?);
  • неопределенность числа типов интеллекта (например, можно ли считать проявлением интеллекта неординарные кулинарные способности и т.п.).
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания