17 февраля 2015 г.

Аттестация – мотиватор профессионального роста педагогов

Осуществление объективного оценивания профессиональной деятельности способствует повышению мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию и росту качества образовательного процесса.

В предыдущей публикации Центра аттестации (24 января 2015 года) мы рассмотрели вопросы организации экспертизы педагогической деятельности. Осуществление объективного оценивания профессиональной деятельности способствует повышению мотивации педагогических работников к непререывному самосоверщенствованию и росту качества образовательного процесса. Ключевую роль в непрерывном повышении профессиональной компетентности призвана играть аттестация педагогов.


Период аттестации для педагога связан с высоким интеллектуальным и эмоциональным напряжением, поэтому одной из задач аттестационной комиссии и педагогического коллектива в целом является создание благоприятной доброжелательной атмосферы для педагога, предоставление ему методической помощи.

Модели аттестации могут быть различны. Например, в общем виде может быть такая модель: выбор темы, определение задач, содержания и форм представления результатов своей деятельности, экспертная оценка принятых к рассмотрению материалов по заранее установленным критериям, сопоставление компетентным органом значений оценки результатов деятельности с нормативными требованиями по категориям и установление педагогическому работнику соответствующей квалификационной категории в сфере его профессиональной деятельности.

Другая модель аттестации может предлагать к оценке полученную учителем специальную подготовку, знания и умения использовать их на практике (то есть полученную квалификацию) в сравнении с некоторыми установленными по категориям нормами.

Таким образом, из сказанного следует, что для осуществления аттестации необходимо решить вопрос по уточнению, определению, выбора таких ее параметров, как содержание, формы, процедуры, критерии и нормативы (нормы, стандарты).

При этом следует иметь в виду, что деление требований, норм или стандартов по этим параметрам на категории - акт весьма условный, осуществляемый на основе некоторых общих договоренностей (умолчаний) или решений компетентного органа.

Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, дифференциация оплаты.

Задания аттестации:
  • ­содействие непрерывному повышению профессионального уровня педагогов;
  • ­установление соответствия между качеством и оплатой труда;
  • ­управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.
Принципы аттестации:
  • ­добровольность,
  • ­открытость,
  • ­коллегиальность,
  • ­периодичность,
  • ­индивидуальный поход,
  • ­объективность,
  • ­социальная и правовая защищенность.
Профессиональная деятельность педагога, который аттестуется, определяет содержание аттестации, - ее процессы, формы и процедуры.
 
Содержание отвечает на вопрос, что должно рассматриваться в процессе аттестации и какому уровню качества (какой норме) отвечать, а формы и процедуры - как это рассматривать.

Таким образом, содержание аттестации определяется сферой деятельности и должностью аттестуемого - педагогической или управленческой, а его нормативы - требованиями тарифно-квалификационных характеристик или других законодательных актов по должностям и категориям. Естественно, что при отсутствии нормативных требований к уровню профессиональной компетентности проводить аттестацию было бы невозможно.

Из сказанного следует, что содержательная сторона является логическим началом аттестации и должна быть очень конкретно заложена в нормах как предмет рассмотрения и оценки результатов деятельности работников, которые проходят аттестацию.

Формы аттестации как способы выражения ее содержания могут быть следующими:
  • ­аналитическая (письменная) работа, освещается с позиций аттестуемого и раскрывает вопросы из числа нормированных или таких, которые входят в компетенцию по профессии и указанных в тарифно-квалификационных характеристиках (ТКХ). Задания обычно разрабатываются заранее и свободно доступны педработникам;
  • ­исследовательская работа по проблемам, решение которых соответствует нормативным требованиям к умениям аттестантов по должностям и категориям;
  • ­самоанализ или анализ деятельности аттестуемого, за межаттестационный период по направлениям, указываемым в ТКХ. В качестве материалов для оценки могут использоваться данные мониторинговых исследований результатов деятельности учителя;
  • ­реферативное освещение и собеседование аттестанта с экспертами по заранее согласованным вопросам (направлениям), указанным в ТКХ;
  • ­другие формы или комбинации из указанных.
В практике чаще всего используются следующие формы аттестации:
  • ­Панорамный просмотр уроков.
  • ­Творческий отчет.
  • ­Педагогические чтения.
  • ­Методическая выставка.
  • ­Защита программы.
  • ­Самоанализ и другие.
Для учителей высоких квалификационных категорий наиболее востребованными формами являются самоанализ, творческий отчет, методическая выставка.

Процедуры аттестации

Процедуры аттестации как установленный порядок ведения или рассмотрения дел включают два вида деятельности: ведение процесса аттестации и рассмотрение его результатов.

В процессе аттестации происходит оценка результатов по реализации педработником всех составляющих содержания его деятельности, а также организация и выполнение действий по самому оцениванию и использованию полученных оценок.

Процесс аттестации как совокупность последовательных действий является определенным набором различных процедур. Процедуры оценивания осуществляются по предустановленным параметрам с помощью критериев, ориентированных как на процесс реализации данного содержания деятельности, так и на получаемый аттестантом и его организацией результат.

Конкретный набор необходимых процедур определяется принятой моделью аттестации и формами представления ее содержания. Иными словами, в каждом конкретном случае может оказаться свой вариативный набор процедур.

Возможны следующие процедуры в процессе проведения аттестации:
  1. Выдача задания, согласование формы представления материалов и процедуры защиты.
  2. Экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников:
    1. ­по данным мониторинговых испытаний (измерений), если они отражают уровень деятельности учителя;
    2. ­ по статистическим и отчетным данным различных контрольных или исследовательских действий, связанных с работой учителя;
    3. ­путем анкетного опроса или тестового контроля членов организации, связанных с работой учителя;
    4. ­путем непосредственного наблюдения за деятельностью учителя и оценки ее результатов,
    5. ­по материалам самоанализа деятельности учителя;
    6. ­с использованием комбинаций указанных процедур.
  3. Защита аттестационной работы:
    1. ­в форме доклада (выступления) по результатам деятельности, отраженным в работе, отчете или реферате;
    2. ­в форме собеседования или ответов на вопросы экспертов;
    3. ­путем сдачи экзамена или зачета по заранее установленным и известным учителям вопросам;
    4. ­оценкой только представленных материалов без непосредственного общения экспертов педагогических работников.
  4. Рассмотрение результатов аттестации аттестационной комиссией:
    1. ­по материалам экспертной комиссии в присутствии учителя или без него;
    2. ­с выступлениями учителя и экспертов независимо от результатов экспертной оценки (например, защита аттестационной работы);
    3. ­с выступлением педработников только при отрицательных отзывах экспертов.
  5. Вынесение решения аттестационной комиссией по рассмотренным материалам аттестации работника.
В завершение разговора о концепции аттестации следует подчеркнуть необходимость и важность разработки критериев количественной оценки результатов деятельности педагогических работников, проходящих аттестацию. Несомненно, это сложная задача, решить которую в значительной степени можно с помощью современной науки квалиметрии.
(Продолжение следует)

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр аттестации педагогических кадров