6 марта 2015 г.

Особенности выполнения практической части программ по астрономии

Практическая часть программ и решение задач являются обязательными и неразрывными составляющими астрономии.

Курс астрономии направлен на развитие общекультурной компетенции, понимание астрономических явлений, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, он должен раскрывать эволюционные связи между различными формами движения и структурной организации материи во Вселенной, взаимосвязь астрономической науки с другими естественными и техническими науками.

Учебный предмет «Астрономия» в 2014-2015 учебном году преподается в 11 классе по программам для общеобразовательных учебных заведений (на уровне стандарта, академическом или профильном) «Астрономия. Уровень стандарта. Академический уровень. Профильный уровень» (Киев, 2010), которые размещены также на сайте Министерства образования и науки: http://www.mon.gov.ua.

В преподавании астрономии необходимо использовать различные методы, в частности, словесные (учебная лекция, рассказ, беседа и т.д.), наглядные (использование приборов и моделей, аудиовизуальные средства обучения) и практические занятия (упражнения, наблюдения).

Особого внимания требует выполнение практической части программ по астрономии. Практическая часть программ и решение задач являются обязательными и неразрывными ее составляющими. Решение задач, особенно типовых, должно способствовать закреплению изученного материала, демонстрировать единство астрономии с математикой и другими предметами естественного цикла. Практические работы, включенные в программу, имеют для курса астрономии такое же важное значение, как и лабораторные работы в курсах других естественных наук. Умения, сформированные во время выполнения практических работ, позволят ученику:
  • ­применять на практике различные астрономические методы;
  • ­осваивать элементы проведения научно-исследовательской работы;
  • ­соотносить результаты практической деятельности с теорией;
  • ­использовать на практике межпредметные связи.
Программа уровня стандарта, академического уровня предусматривает обязательное выполнение одной практической работы. Учитель может произвольно выбирать тему этой работы из трех, предложенных программой, а именно:
 
Практическая работа № 1
  1. Работа с подвижной картой звездного неба. Определение положения светил на небесной сфере с помощью карты звездного неба (звездного глобуса).
  2. Экваториальные системы небесных координат. Карта звездного неба.
  3. Изучение (наблюдение) видимого звездного неба.
Учебная программа профильного уровня содержит тематику пяти практических работ, которая является ориентировочной. Учитывая возможности учебного заведения относительно технических средств обучения, учитель выбирает три работы для выполнения практической части курса. Также учитель может предложить и другую тему работы.

  • Практическая работа №1. Работа с подвижной картой звездного неба.
  • Практическая работа №2. Определение максимальной разности местного времени для школьного двора и классной комнаты.
  • Практическая работа №3. Моделирование действия телескопа-рефрактора и подзорной трубы с помощью пары линз.
  • Практическая работа № 4. Определение параметров звезд по диаграмме Герцшпрунга-Рессела.
  • Практическая работа №5. Определения чисел Вольфа по наблюдениям в школьный телескоп или по снимкам Солнца.
Особенно важным для курса астрономии является проведение наблюдений небесных светил. Астрономические наблюдения можно проводить в течение всего учебного года. Важно заранее показать те объекты и явления, которые предстоит изучать. Во время подготовки и проведения наблюдений необходимо объяснить ученикам, как пользоваться «Школьным астрономическим календарем» или «Астрономическим календарем» и подвижной картой звездного неба. Необходимо поощрять учащихся к самостоятельному проведению астрономических наблюдений.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин