30 марта 2015 г.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) по биологии за курс основной школы как новая форма проверки учебных достижений школьников

Предмет «биология» играет важную роль в общем образовании школьника и относится к классу предметов о естествознании. Главной задачей биологии является научное объяснение явлений живой природы, их свойств и значения. Биология изучает организацию жизни на разных уровнях, начиная с молекулярного уровня.

В 2014-2015 учебном году ГИА по биологии в 9-м классе – необязательный предмет для сдачи на выпускных экзаменах. Но биология является одним из наиболее популярных предметов по выбору. Это обусловлено тем, что школьники выбирают либо наиболее простые предметы, либо предметы, которые они собираются изучать в профильном 10–11 классе или профессиональных училищах.

Требования к уровню знаний для сдачи ГИА по биологии
  • знать и различать признаки биологических объектов, разных живых организмов, растений, животных, бактерий, а также знать особенности человеческого организма – как он устроен, принципы жизнедеятельности, поведения;
  • понимать сущность биологических процессов, таких как питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение;
  • уметь объяснить роль биологии в различных сферах нашей жизни, влияние на человека других живых организмов, взаимосвязь человека с окружающей средой и необходимость ее защиты, понимать, что такое иммунитет, для чего нужны витамины, микроэлементы и гормоны в организме человека;
  • уметь распознавать, сравнивать и описывать разные биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, живые организмы, растения и животных разных видов, а также знать их классификацию;
  • уметь использовать свои знания в повседневной жизни, оказать первую медицинскую помощь, рационально организовать свой труд и отдых, соблюдать меры профилактики различных заболеваний.
Особенности ГИА по биологии за курс основной школы
 
ГИА по биологии проводится в письменной форме в соответствии с инвариантной составляющей типовых учебных планов для общеобразовательных учебных заведений.

Для проведения аттестации рекомендуем городским/районным методическим объединениям учителей биологии составить экзаменационные билеты и протокольно утвердить на заседаниях МО. При составлении экзаменационных билетов следует учесть, что в билете должно быть три задания. Также при проведении аттестации каждый аттестуемый учащийся должен иметь свой вариант билета. Исходя из этого, рекомендуем составить 20-25 экзаменационных билетов. На выполнение аттестационной работы отводится 90 минут.

Алгоритм проведения ГИА разрабатывает педагогический коллектив учебного заведения, согласовывается на педагогическом совете и утверждается руководителем учебного заведения.

Оформление аттестационной работы
 
Аттестационная работа оформляется письменно на листах со штампом школы, соблюдая требования к оформлению письменных работ, например:
 
В верхней левой части титульной страницы двойного листа ставится штамп общеобразовательного учебного заведения. На нем указывается дата, например: 01.06.2015 г.

Работа
по государственной итоговой аттестации
по биологии за курс основной(старшей) школы
ученика (ученицы) 9 (11) класса
(название учебного заведения)
(фамилия, имя в форме родительного падежа)

Содержание аттестационной работы должно соответствовать содержанию государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся следующих разделов: «Человек», «Биологические основы поведения человека», «Растения», «Грибы и лишайники», «Бактерии», «Животные», «Организмы и среда обитания».

Каждый экзаменационный билет должен состоять из трёх вопросов:
  1. вопрос направлен на проверку теоретических знаний о многообразии живых организмов;
  2. вопрос направлен на проверку теоретических знаний о строении и функциях организма человека;
  3. вопрос практической направленности, предусматривающий проверку знаний и умений в практической деятельности. Например:
Экзаменационный билет №1
  1. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Разнообразие голосеменных.
  2. Строение и функции сердца. Сердечный цикл. Автоматия сердца.
  3. Определение растений класса Двудольные. С помощью карточки для определения семейств двудольных растений определить, к какому семейству относится предложенное растение.
Таким образом, аттестационная работа по содержанию включает 70% заданий на воспроизведение и 30% заданий на применение знаний.
 
Элементы содержания аттестационной работы для проверки теоретических знаний учащихся:
  • биология как наука, значение биологии в практической деятельности людей;
  • признаки живых организмов;
  • особенности растений, грибов, бактерий, животных, их значение в природе и использование в практической деятельности человека;
  • взаимодействие разных видов в природе,
  • строение растительных и животных клеток;
  • особенности организма человека, его строения и процессов жизнедеятельности.
Элементы содержания аттестационной работы для проверки практических навыков и умений учащихся:
  • описание, характеристика, сравнение биологических объектов, явлений, процессов;
  • описание и объяснение результатов опыта, данных таблиц, графиков;
  • установление причинно-следственных связей, обобщение, выводы.
Кафедра естественно-математических наук и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин