Кризис чтения является общемировым. Снижение уровня читательской компетентности заметно уже у детей дошкольного возраста, возраста "слушателя". Среди причин более плохого восприятия народной сказки, например, может быть то, что:
- детям меньше читают;
- народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде;
- с этим жанром конкурируют боевики, реклама, фильмы ужасов.
Психологические исследования показали, что "клиповая" культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные литературные и фольклорные жанры, происходит смешивание элементов разных культурных течений.
Визуальная форма предъявления информации, как отмечают разные специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмысливать предъявляемое. Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее развито, чем у их сверстников 10 лет назад. Это и неудивительно: воображение формируется в игре, в художественно-творческой деятельности, в восприятии литературных произведений. А современный дошкольник все меньше времени в детском саду и в семье имеет на игру.
Психологи и социологи все чаще пишут о так называемом "клиповом сознании" потребителей массовой культуры:
- разбросанность внимания;
- разорванность восприятия;
- неумение самостоятельно осмыслить поступающую информацию.
Как помочь ребенку?
Обращение к настоящему искусству (и, конечно, уважительное отношение к детям) должны способствовать не только литературному развитию, но и коррекции нравственных установок детей, гармонизации их личности. Так, при правильном воспитании в эстетическом плане, вхождении ребенка в книжную культуру происходит естественное сочетание принципа Удовольствие и принципа Реальность.
Занятия совместным литературным творчеством способствуют развитию у детей ориентации в нравственных ценностях - как за счет самого содержания литературных произведений (отношений персонажей, нравственной позиции автора), так и за счет усвоения демократического стиля общения в паре (учет интересов другого, согласование партнерами своих замыслов и действий).
Чтение необходимо рассматривать как составную часть образа жизни, личностного портрета, индивидуального стиля - как важный элемент жизнедеятельности в целом. Чтение является одной из основных форм познания и общения.
Процесс воспитания читателя понимается как:
- Формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни.
- Практика информационной коммуникации и расширения познавательных процессов и возможностей личности.
- Развитие соответствующих психомоторных навыков (развитие техники чтения).
- В процессе воспитания читателя должен быть исключен неправильный психомоторный опыт и, тем самым, возможность формирования навыков, которые тормозят совершенствование чтения (артикуляция, регрессии глаз и т.д.).
Задача библиотеки - не только вместе с учителем помочь ученику усвоить школьную программу, но и расширить ее, заложить в каждом ребенке основы независимого пользователя библиотеки, который уверенно работает с различными источниками информации (прежде всего с книгой), воспитать человека, который ценит не только свои мысли и взгляды, но и информацию, находящуюся в общественном пользовании. И если сформировать систему работы библиотечно-библиографического образования младших школьников, то можно рассчитывать на реальные результаты в средней и старшей школе.
Если в начальной школе не сформированы элементарные информационные умения и навыки учеников, то вероятность того, что они сформируются в средней, а тем более в старшей школе, чрезвычайно мала. Только опираясь на результаты обучения в начальной школе, библиотекарь вместе с учителем-предметником сможет углублять и развивать у учащихся соответствующие навыки.
Большинство учителей, к сожалению, не занимаются этими проблемами, главными атрибутами урока остаются учитель и учебник.
Информационная и читательская культура будет эффективна в обучении при условии, если учитель, моделирующий процесс обучения, подталкивает ученика к самостоятельному обучению, условия которого обеспечат библиотекари.
Итак, один из возможных путей привлечения детей к активному использованию различных источников информации в процессе изучения предмета - это организация библиотечных уроков, которые дают знания о библиотеке и формируют навыки пользования ею.
Конечно, специальных часов для таких уроков у учителя нет, но выделить несколько часов в учебный год учитель сможет (за счет воспитательных часов, уроков внеклассного чтения и т.п.). Поэтому, составляя календарно-тематическое планирование в начале учебного года, важно спланировать библиотечные уроки. Тематику таких занятий следует определить, исходя из конкретных программных требований по формированию умений и навыков учащихся.
Интересный материал по библиотечным урокам вы можете найти здесь:
- http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/folder/79310/
- http://www.klass.by/biblio_urok.html
- http://metodbloknot.blogspot.com/p/blog-page_7979.html
Особое значение приобретает организация вступительных уроков по предмету, проведенных в библиотеке. Ученики должны осознать разнообразие источников информации для познания учебного предмета.
Исходя из этого, основная задача школьного библиотекаря в работе с учениками 5-9 классов заключается в четкой координации действий с учителями-предметниками и классными руководителями и, что особенно важно, в обеспечении выполнения собственно библиотечно-образовательно-информационной функции. Так, библиотекарь должен воспитывать информационную культуру учащихся:
- совершенствовать и расширять знания об источниках информации (библиотечно-библиографические, компьютерные);
- знакомить с информационными процессами, системами, этическими и правовыми нормами, связанными с пользованием информационных ресурсов.
На результативность обучения учащихся основам библиотечно-библиографической грамотности большое влияние оказывает выбор оптимальных технологий организации библиотечных занятий, основанных на возрастных особенностях учащихся и задачах образования на определенных ее этапах.
Главное, чтобы полезные библиографические сведения ученики воспринимали с интересом.
Для младших школьников эффективны занятия в форме игры, уроки-сказки.
Для учащихся 7-9 классов - библиотечные аукционы, бук-шоу, информационные биржи, библиографические рулетки и тому подобное.
Для формирования читательских компетенций можно использовать такой метод:
- ученикам предлагается прослушать одно незаконченное остросюжетное произведение (чтение прерывается на самом интересном месте);
- разбившись на команды, учащиеся пишут собственную версию окончания истории;
- сравнивают с авторским окончанием;
- тексты собирают в книгу, иллюстрируют рисунками или фотографиями и тому подобное.
Итак, информационные умения - это понимание текста, владение логическими приемами работы с ним, свободное ориентирование в потоке информации, умение работать со справочно-библиографическим аппаратом.
Программа формирования таких умений у учащихся содержит 2 группы умений:
- Работа с текстом, другими источниками информации:
- анализ и выделение главного;
- сравнение;
- обобщение;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация;
- доказательство и опровержение;
- творческие умения;
- умение работать с аудиовизуальными средствами информации.
- Библиотечно-библиографические умения:
- общие знания о библиотеке;
- культура работы с книгой;
- знание о книге;
- умение пользоваться абонементом и читальным залом библиотеки;
- умение пользоваться справочной литературой, периодикой;
- умение пользоваться рекомендованной библиографией, каталогами и картотеками;
- понятие о библиографическом описании книги.
Итак, библиотекарь в процессе формирования самообразовательной компетентности учащихся:
- выбирает литературу и другие источники информации по проблемам самообразования учащихся и учителя;
- учит учеников умению работать с каталогами, справочниками, энциклопедиями, словарями;
- разрабатывает памятки, алгоритмы по обработке различных источников информации;
- проводит библиотечные уроки, способствующие формированию универсальных способов действий учащихся;
- предоставляет учащимся рекомендации относительно возможностей улучшения качества обучения через обращение к различным источникам информации, включая компьютер, аудиовизуальные средства, периодическую литературу и тому подобное.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания