2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети. Для аутизма характерны нарушения способностей к социальному общению, проблемы вербальной и невербальной коммуникации. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).
Сам термин «autismus» был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово «ауто» («сам»), намереваясь подчеркнуть «уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».
По данным Всемирной организации здравоохранения расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. Мальчики в четыре раза чаще страдают от аутизма, чем девочки. Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
В 2015 году Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма посвящается теме "Профессиональная занятость: преимущества людей с аутизмом". Согласно оценок, около 80% взрослых с аутизмом не работают. Между тем люди с расстройствами аутистического спектра обладают лучшими способностями, чем "обычные" работники, в распознавании образов, логическом мышлении и в работе, требующей внимания к деталям.
Эти способности делают их идеальными кандидатами для таких видов занятости, как тестирование программного обеспечения, работа с базами данных, лабораторная работа, вычитка текстов и т.д. Барьеры, которые нужно преодолеть, чтобы в полной мере использовать этот потенциал, включают недостаточное профессиональное обучение, недостаточную помощь при трудоустройстве и распространенную дискриминацию.
Сегодня в мире организовываются различные образовательные мероприятия, посвященные информированию общества о проблеме аутизма и рассчитанные на детей и родителей, учителей, медицинских работников. Среди них — дискуссии экспертов, политиков и представителей неправительственных организаций по проблемам аутизма; конференции и семинары для специалистов, работающих с людьми с аутизмом. Специальные клиники организуют для семей, в которых есть человек с аутизмом, консультации с педиатрами, педагогами-психологами и социальными работниками.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Научно-методический центр специального и инклюзивного образования
Научно-методический центр специального и инклюзивного образования