Аббревиатура ТОГИС расшифровывается так: Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе. Это технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных.
Технология применяется в следующих направлениях:
- выработка навыков научного исследования;
- организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств;
- генерирование способов решения проблемной задачи;
- рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.
Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности.
Значения характеристических параметров:
- технологические целевые установки: деятельностно-ценностные;
- основная структурная единица: блок уроков;
- характер планируемых результатов обучения: системы учебных задач дескриптивные модели;
- назначение процедур обратной связи: мониторинг успешности;
- преобладающие методы обучения: эвристический, проблемный, модельный;
- преобладающие организационные формы обучения: практикум, семинар-практикум, семинар;
- типовые средства обучения: информационные и коммуникационные сети компьютеров;
- способы (организационные формы) итогового контроля результативности обучения в блоке уроков: защита проекта;
- проектная эффективность: 70%
Главным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС – решение учебной задачи. ТОГИС – технология деятельностно-ценностная. Поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач. В отличии от задания она возникает там, где есть необходимость предварительного разбора, анализа условий, не сводящихся к технике выполнения уже известных операций.
Соответственно учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (т.е. содержания-условия и цели-требования), еще компоненты информационной задачи (поиск и обработка информации) и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи). Таким образом, учебная задача имеет трехкомпонентную структуру. Ведущим компонентом в этой структуре является информационная задача – ее особенности задают характеристические признаки задачи в целом.
Требования задачи:
- Выделите ключевые слова для информационного поиска.
- Найдите способы и соберите необходимую информацию.
- Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
- Сделайте выводы.
- Сравните ваши выводы с выводами известных людей. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски Культурные образцы: Web-сайты.
Основные результаты применения технологии ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат – умение добывать информацию и свободно с ней работать. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Сайт «ТОГИС-клуб» – http://www.togisklub.ru/
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания