22 июня 2015 г.

Психологическое сопровождение модернизации современной системы образования Донетчины

Изменения современного социокультурного и геополитического пространства нашего общества выдвигают новые программные требования к системе образования. Меняется не только образовательная парадигма, но и обусловленные ею учебные стандарты, что предъявляет новые требования к содержанию работы психологической службы в системе образования.

Модернизация предполагает переориентацию школьного обучения в русло гуманистической педагогики с целью формирования у учащегося школы главного учебного умения – его способности к метасистемному творческому мышлению. Это требует трансформации не только методического, но и нормативного пространства образовательной среды.  Основополагающим условием, обеспечивающим успешность такого перехода, кроме системности, преемственности и комплексности подготовки учащихся на всех стадиях обучения, является своевременное и компетентное научно-методическое обеспечение учебного процесса, включая нормативно-методическое консультирование и психологическое сопровождение детей, родителей и педагогов.

В этой связи, в преддверии нового учебного года, представляется необходимым обозначить приоритетные направления организации работы школьной психологической службы. Они могут рассматриваться и как методические рекомендации для обновления и организации успешной работы системы образования Донетчины в целом на предстоящий 2015-2016 учебный год. Так, рекомендуется в начале года обратить внимание руководителей психологической службы (города/района) на следующие направления работы:
  • провести психологическую оптимизацию реализации образовательного и воспитательного потенциала школы и внешкольного образовательного пространства;
  • интенсивнее внедрять здоровьесохраняющие технологии;
  • формировать специальные и универсальные учебные действия на основе компетентностного подхода;
  • осуществлять всестороннюю подготовку детей и учителей к осуществлению качественного обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), что и является психологической составляющей содержательного ядра обновленной региональной программы образования.
Пилотажный анализ основных психологических проблем процесса перехода на новые образовательные стандарты позволил выявить ряд сложностей, которые могут рассматриваться как сферы приложения усилий практических психологов в работе по психологической амортизации на 2015-2016 учебный год. Это:
  • преодоление страха перехода на новые образовательные стандарты ввиду достаточно слабой их информационной поддержки, необходимость рефлексивно осваивать большие информационные ресурсы;
  • разрушение старых стереотипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов, которые не позволяют рассматривать обучение в единстве с состоянием личностного благополучия всех участников образовательного процесса;
  • недостаточная ориентация новых образовательных программ в русло здоровьесохраняющих технологий;
  • недостаточное знакомство большинства педагогов с технологиями развивающего обучения и компетентностного подхода;
  • низкий уровень психолого-педагогической компетентности большинства родителей;
  • недостаточный уровень компетентностных знаний и умений у многих педагогов при анализе собственной деятельности, при разработке индивидуальных форматов урока (гибридные технологии, инклюзивное обучение, индивидуальные образовательные маршруты учащихся и пр.), а также сложности с их методической оптимизацией в русле новых образовательных стандартов.
Рекомендуется, чтобы психологическое сопровождение педагогов включало в себя обучающие семинары, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и др. При этом коррекцию профессиональных недостающих знаний и навыков лучше осуществлять в рамках поведенческой модели коррекции с ориентацией на формирование профессиональной устойчивости к стрессам и информационным перегрузкам. Это достигается посредством приобретения необходимой системы практически ориентированных знаний и навыков, позволяющих оптимизировать повседневный труд учителя.

К таким тренингам можно отнести тематически направленные тренинги формирования навыков уверенного поведения, коммуникативной культуры, деловой активности, тренингов лидерских навыков. При этом мотивацию, смысловые и ценностные установки участников образовательного процесса лучше корректировать в рамках как индивидуальной, так и групповой терапии на основе психодинамического подхода, с учетом проективных технологий.
Для этих целей наиболее подходят тренинги личностного роста, самопознания. 

Универсальным средством преодоления возможных психологических проблем педагогов «переходного периода» внедрения инноваций являются консультативные пункты при учебных заведениях, которые создаются силами сотрудников психологической службы общеобразовательного учреждения или методического (городского) районного кабинетов.

Однако, кроме мероприятий, ориентированных на работу с педагогическим коллективом, также велика значимость коррекционной и профилактической работы психолога с семьей и самими учащимися.

Отметим, что работа с родителями рассматривается как важный составляющий элемент сопровождения процесса модернизации образования. Представляется, что психологическое сопровождение родителей повысит их психологическую компетентность и социальное участие в инновационных процессах как посреднического механизма в системе отношений «школа (педагог) – ученик (образовательный продукт)».

Кафедра менеджмента образования и психологии