2 июня 2015 г.

Построение развивающей среды в дошкольном общеобразовательном учреждении

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
  • Взрослый в общении с детьми придерживается положения «Не рядом, не над, а вместе!»
  • Ее цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
  • Это предполагает решение следующих задач:
  1. обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру, радость существования (психологическое здоровье);
  2. формирование начал личности (базис личностной культуры);
  3. развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности;
  4. знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
  • Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка - основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  • Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  3. Принцип стабильности, динамичности.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  7. Принцип открытости – закрытости.
  8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования