15 июня 2015 г.

Летние творческие работы учащихся по биологии

«... люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
К.А. Тимирязев
В преподавании биологии разработаны разнообразные формы экспериментально-исследовательской работы учащихся. Это демонстрационный эксперимент, лабораторные и практические работы камерального характера, экскурсии, фенологические наблюдения, полевые практики, экспедиции и летние задания. Каждая форма играет свою роль в учебно-воспитательном процессе, отличаясь степенью индивидуализации и сложностью организации, масштабностью выполняемой работы и широтой вовлечения учащихся в активную деятельность.

Летние задания выполняются в наиболее благоприятный период года, когда интенсивно протекают все процессы жизнедеятельности и происходят заметные изменения в живой природе. Летом наиболее велика близость людей с природой, активность общения с ней.

Тематика летних заданий по курсу «Ботаника»
I.    Изготовление учебно-наглядных пособий
  • Общее знакомство с цветковыми растениями
  1. Органы цветкового растения.
  2. Однолетние и двулетние растения.
  3. Многообразие деревьев.
  4. Многообразие кустарников.
  5. Многообразие кустарничков.
  • Корень
  1. Типы корневых систем.
  2. Влияние пикировки на развитие корневых систем.
  3. Влияние удобрений на рост и развитие растений.
  • Побег
  1. Развитие побега из почки.
  2. Влияние пинцировки на рост побега.
  3. Листья простые и сложные.
  4. Листорасположение.
  5. Жилкование листьев.
  6. Растения-паразиты.
  7. Видоизменения листьев.
  8. Осенняя раскраска листьев.
  9. Спилы стволов деревьев.
  10. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ.
  11. Передвижение по стеблю органических веществ.
  12. Корневище – видоизмененный побег.
  • Цветок и плод
  1. Обоеполые цветки с простым и двойным околоцветником.
  2. Раздельнополые цветки. Однодомные растения.
  3. Раздельнополые цветки. Двудомные растения.
  4. Виды соцветий.
  5. Многообразие сухих плодов.
  6. Распространение плодов и семян ветром.
  • Экология растений
  1. Растения луга.
  2. Растения леса (смешанного, соснового, елового).
  3. Растения сухих мест обитания.
  4. Водные и прибрежные растения.
  5. Растения болот.
  6. Эфемероиды.
  • Классификация цветковых растений
  1. Строение цветков растений различных семейств.
  2. Многообразие растений различных семейств.
  • Сельскохозяйственные растения
  1. Фазы развития пшеницы.
  2. Многообразие масличных культур.
  3. Многообразие плодово-ягодных культур.
  • Основные отделы растений
  1. Многообразие водорослей.
  2. Многообразие моховидных.
  3. Многообразие папоротникообразных.
  4. Многообразие голосеменных растений.
II.    Опытническая работа
  • Сортоизучение полевых, овощных, плодово-ягодных, декоративных растений.
  • Изучение эффективности разных способов вегетативного размножения:
  1. картофеля целыми клубнями, верхушками, глазками, ростками;
  2. крыжовника горизонтальными, дуговидными, вертикальными отводками;
  3. смородины одревесневшими и зелеными черенками;
  4. чеснока воздушными луковичками и зубками;
  5. пионов делением куста, черенками, отводками.
  • Изучение влияния на рост, развитие, урожайность растений таких агроприемов, как:
  1. различные способы предварительной обработки посадочного материала (прогревание, закаливание, яровизация, химическое воздействие, облучение и др.);
  2. сроки посева, окучивание, орошение, рыхление;
  3. пасынкование, пинцировка, пикировка;
  4. изменение площади питания, использование пленочных укрытий;
  5. использование разных видов удобрений (органических, минеральных, бактериальных), их дозы, способы внесения и т.д.
III.    Наблюдения, исследования в природе, проектная деятельность
  • Изучение влияния различных факторов на рост и развитие растений.
  • Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.
  • Лихеноиндикация состояния воздуха в районе проживания.
  • Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению.
  • Изучение растительного сообщества стоячего водоема.
  • Проектная деятельность по фитодизайну.
  • Отчеты об экскурсиях в музеи, ботанические сады, в природные сообщества.
  • Фенологические наблюдения.
Тематика летних заданий по курсу «Животные»
I.    Изготовление учебно-наглядных пособий
 
Коллекции демонстрационные
  1. Раковины моллюсков.
  2. Отряд Жесткокрылые, или Жуки.
  3. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки.
  4. Отряд Двукрылые, или комары и мухи.
  5. Отряд Перепончатокрылые.
  6. Отряд Полужесткокрылые, или Клопы.
  7. Отряд Прямокрылые.
  8. Отряд Стрекозы.
  9. Строительное искусство ручейников.
  10. Листья, поврежденные насекомыми.
  11. Удивительные перышки.
Коллекционный раздаточный материал
  1. Раковины моллюсков.
  2. Туловищные и хвостовые позвонки рыб.
  3. Чешуя различных видов рыб.
  4. Майский жук.
  5. Известковая скорлупа яйца птицы.
  6. Виды перьев птицы.
II.    Проведение наблюдений и экспериментов
  • Получение культуры инфузорий, изучение их строения и поведения.
  • Обнаружение гидр в естественном водоеме, изучение их строения, поведения, размножения.
  • Содержание планарий в аквариуме, изучение их строения, поведения, способов размножения.
  • Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.
  • Изучение внешнего строения, поведения и размножения прудовика обыкновенного.
  • Изучение внешнего строения, поведения и развития:
  1. бабочки капустной белянки (капустной моли, яблонной моли, яблонной плодожорки);
  2. кольчатого шелкопряда (озимой совки и др.);
  3. жука колорадского (щелкуна, божьей коровки, жужелицы и др.);
  4. перепончатокрылых: муравьев, пчел, ос, шмелей, пилильщиков и др.;
  5. двукрылых: комаров (кусаки, звонца, пискуна), мошек, мокрецов и др.;
  6. ручейников;
  7. пауков (крестовика, серебрянки);
  • Изучение внешнего строения, поведения и развития рыб.
  • Наблюдение за развитием и поведением травяной лягушки (серой жабы, обыкновенного тритона).
  • Наблюдения за пресмыкающимися.
  • Наблюдения за птицами.
  • Наблюдения за домашними животными.
Полезные ссылки:
http://blgy.ru/biology6v/summer - Летние задания по ботанике
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200901102 - В. И. Краева. Летние творческие работы учащихся по биологии. Из опыта работы
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55187.html - Летние задания по биологии как один из способов формирования метапредметных умений у учащихся.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин