Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам образования. Так, помимо понятных любому учителю и ученику предметных, необходимо достижение метапредметных результатов. И хотя понятия «метапредметные результаты», «метапредметные УУД», «метапредметность» звучат довольно часто, для большинства педагогов они остаются не совсем осознаваемыми и до конца ясными терминами, так и не реализованными в их собственной практике.
Каким должен быть метапредметный урок? Такой урок предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать знания о мире.
Структурные элементы метапредметного урока:
- Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
На первом этапе метапредметного урока происходит включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность. Например, используя метод мозгового штурма, учитель актуализирует знания из других предметных областей по данной тематике. Так, тема «Безработица» является метапредметной, актуализация может проходить с применением знаний из обществознания, истории, географии, биологии, экономики и использованием всех полученных знаний в жизни.
- Целеполагание - формулировка учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. На этом этапе происходит момент осознания обучающимися недостаточности имеющихся знаний и умений, так как при изучении темы необходимо знать такие понятия, как «естественный прирост», «воспроизводство», «естественная убыль». То есть имеются знания из других предметных областей, но для данной темы их недостаточно.
В ходе работы осуществляется взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
На каждом этапе урока учитель должен передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Алгоритм разработки учителем метапредметного урока
- Определите образовательную отрасль, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.
- Сформулируйте иерархию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
- Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учащихся.
- На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или выявить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частичнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
- Предложите, как Вы обеспечите целеполагание учащихся на занятии.
- Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:
- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть такой, что "зажигает", носит метапредметный характер.
- Сформулируйте ученикам задачу на каждом этапе урока. Для творческого урока задачи подаются таким образом, чтобы допускали различные варианты их выполнения.
- Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш избранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без видимого для Вас содержания.
- Какие культурно-исторические аналоги будут предложены учащимся по рассматриваемой проблеме?
- Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задачи)?
- 7. Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему?
- 8. Как, с помощью каких критериев Вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия?
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми обладает ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого лежит метапредметный подход, учитель должен усвоить:
- причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
- компоненты метапредметного содержания в обучении;
- содержание термина «универсальные учебные действия»;
- различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
- уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
- этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
- понятие рефлексии как образовательной деятельности;
- требования образовательных стандартов к метапредметным результатам освоения основной учебной программы.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
- четко осознавать, что образовательные стандарты - это развитие, это продолжение, а не отторжение, поэтому необходимо шире использовать всё то, что уже наработано в школах;
- осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
- осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя - изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания