25 июня 2015 г.

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» (Роджер Левин)

Новые образовательные стандарты  предъявляют новые требования к результатам образования. Так, помимо  понятных любому учителю и ученику предметных, необходимо достижение метапредметных результатов. И хотя понятия «метапредметные результаты», «метапредметные УУД», «метапредметность» звучат довольно часто,  для большинства педагогов они остаются не совсем осознаваемыми и до конца ясными терминами, так и не реализованными в их собственной практике.

Каким должен быть метапредметный урок? Такой урок предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать знания о мире.

Структурные элементы метапредметного урока:
  • Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
На первом этапе метапредметного урока происходит включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность. Например, используя метод мозгового штурма, учитель актуализирует знания из других предметных областей по данной тематике. Так, тема «Безработица» является метапредметной, актуализация может проходить с применением знаний из обществознания, истории, географии, биологии, экономики и использованием всех полученных знаний в жизни.

  • Целеполагание - формулировка учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.
Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. На этом этапе происходит момент осознания обучающимися  недостаточности имеющихся знаний и умений, так как при изучении темы необходимо знать такие понятия, как «естественный прирост», «воспроизводство», «естественная убыль». То есть имеются знания из других предметных областей, но для данной темы их недостаточно.

В ходе работы осуществляется взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

На каждом этапе урока учитель должен передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Алгоритм разработки учителем метапредметного урока
  • Определите образовательную отрасль, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.
  • Сформулируйте иерархию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
  • Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учащихся.
  • На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или выявить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частичнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
  • Предложите, как Вы обеспечите целеполагание учащихся на занятии.
  • Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:
  1. Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть такой, что "зажигает", носит метапредметный характер.
  2. Сформулируйте ученикам задачу на каждом этапе урока. Для творческого урока задачи подаются таким образом, чтобы допускали различные варианты их выполнения.
  3. Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш избранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без видимого для Вас содержания.
  4. Какие культурно-исторические аналоги будут предложены учащимся по рассматриваемой проблеме?
  5. Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задачи)?
  • 7.    Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему?
  • 8.    Как, с помощью каких критериев Вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия?
Требования к заданиям на уроке
 
  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми обладает ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого лежит метапредметный подход, учитель должен усвоить:
  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • содержание термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии как образовательной деятельности;
  • требования образовательных стандартов к метапредметным результатам освоения основной учебной программы.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
  • четко осознавать, что образовательные стандарты - это развитие, это продолжение, а не отторжение, поэтому необходимо шире использовать всё то, что уже наработано в школах;
  • осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
  • осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя - изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания