24 июня 2015 г.

Роль методической службы в модернизации современной образовательной системы Донетчины

Сегодня много говорят о необходимости улучшить качество предоставляемых образовательных услуг, модернизировать образование таким образом, чтобы обучение в школах отвечало самым передовым стандартам и требованиям мирового уровня.

Безусловно, осуществить это невозможно без качественной психологической поддержки и амортизации переходного периода, без модернизации самих методических служб системы образования.

Анализ и изучение методических проблем переходного периода показывает, что в структуре модернизации можно выделить три самостоятельных этапа, это: организационно-подготовительный, информационно-аналитический и этап моделирования, планирования и внедрения конечного результата. При этом каждый этап предполагает не только конкретное содержательное наполнение, но и необходимость организации тесного сотрудничества в системе «методическая служба-образовательное учреждение». Огромная роль отводится методическим психологическим службам системы образования ДНР, так как именно им предстоит решить ряд важных практических задач, связанных с переходом на Республиканские образовательные стандарты 2015-2017 гг.

Так, сотрудниками кафедры Менеджмента образования и психологии Донецкого ИППО проведена огромная пилотажно-исследовательская работа по изучению актуальных проблем перехода системы образования ДНР на новые образовательные стандарты. Удалось выделить ряд важных задач, которые предполагается решать силами, как методической психологической службы (города/района), так и самих практических психологов учреждений образования на местах:
  • формирование банка нормативной документации;
  • анализ результатов мониторинга;
  • составление оперативных рекомендаций по устранению трудностей переходного периода;
  • создание обновленной концепции работы психологической службы общеобразовательного учреждения;
  • создание концепции психологической амортизации перехода общеобразовательного учреждения на новые образовательные стандарты;
  • формирование сети мероприятий для улучшения показателей стартовой мотивации участия педагогического коллектива, семьи как субъектов оказания помощи общеобразовательному учебному заведению при переходе на новые образовательные стандарты;
  • создание психологического консультативного пункта по вопросам помощи в адаптации педагогического коллектива, родителей и учащихся к новым образовательным стандартам.
Необходимо отметить, что в образовательных учебных заведениях не всегда может быть в наличии хорошо укомплектованная квалифицированными профессионально подготовленными кадрами психологическая служба. Поэтому огромная роль отводится созданию интерактивной сети взаимодействия школа - методический кабинет, главной задачей которой должна стать всестороння методическая и научно направляющая поддержка образовательного учреждения методической образовательной службой города(района).

Данная помощь предполагает предоставление информационных, диагностических и тренинговых баз данных, подбор и назначение специалистов из числа квалифицированных консультантов, практиков, аналитиков, работающих в методических службах города (района), которые способны не только сами провести занятия по психологическому стимулированию и амортизации перехода на новые образовательные стандарты, но и научить более молодых и менее опытных коллег, показать и передать им опыт в случае отсутствия квалифицированных психологов на местах в образовательных учреждениях.

Однако методическая модернизация предполагает также и тесное сотрудничество методических психологических служб не только с образовательными учреждениями на местах, но и с курирующими кафедрами и подразделениями Донецкого ИППО. Так, кафедрой менеджмента образования и психологии Донецкого ИППО в тесном содружестве с Центром научно-методического тьюторинга запланировано оказание методической практической помощи руководителям методических служб разного уровня и в рамках проведения Коллегии Министерства образования и науки ДНР, работой которой предусмотрено проведение расширенного секционного заседания на тему «Консалтинговая технология как средство оптимизации методического сопровождения городских (районных) методических служб в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Секционное заседание приглашает к работе заведующих (директоров) МК (МС), руководителей учреждений образования.

Цель секции: совершенствование методической и психологической компетентности участников образовательного процесса.

Задачи работы секции:
  • Раскрыть роль и задачи методической службы в модернизации современной образовательной системы ДНР (разработчик кейса Домашенко И.В.)
  • Предоставить рекомендации по преодолению основных психологических трудностей перехода в инновационной деятельности  (разработчик кейса Евсеева М.Г., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, кандидат филологических наук)
  • Совершенствовать навыки аналитической деятельности методистов и руководителей (разработчики кейса Гайманова Т.Г., Коваль Н.Н.). 
Особенное внимание планируется уделить «дорожным картам» перехода общеобразовательных учебных заведений ДНР на новые образовательные стандарты (для руководителя методической службы образования ДНР)» (разработчики кейса Гайманова Т.Г., Коваль Н.Н.), которые содержат рекомендации к новому учебному году, как для руководителей, так и для сотрудников методических психологических служб ДНР (разработчики кейса: Некрасова И.Н., кандидат психологических наук, доцент,  Евсеева М.Г., кандидат филологических наук). 

Кафедра менеджмента образования и психологии