Дистанционное обучение включает два типа взаимодействия: взаимодействие с содержанием и межличностное взаимодействие. Именно в этих направлениях и состоит роль тьютора – создание и поддержка модели эффективного обучения, организация дискуссионного направления работы. Модератор дискуссии (тьютор) выполняет четыре главные роли:
- Педагогическая роль. Используя вопросы, фокусировать дискуссию на главные концепции, принципы и умения.
- Организационная роль. Одна из главных обязанностей тьютора – установить программу работы дискуссии: предмет обсуждения, срок, процедурные правила и нормы получения решений. Управление взаимодействием и направлением – важный элемент успешности дискуссии.
- Социальная роль. Создание дружеского социального пространства для обучения подчеркивает мастерство модератора: публикация приглашений в начале, стимулирование участия с помощью специфических примеров, использование обратной связи, дружеского тона.
- Техническая роль. Тьютор должен создать участникам комфортные условия работы с системой и программным обеспечением.
Педагогические рекомендации
- Ставьте себе ясные цели.
- Ваша программа действий должна быть максимально гибкой.
- Поощряйте активное участие слушателей в процессе обучения.
- Исключайте «авторитарный» стиль обучения.
- Будьте объективным.
- Не ожидайте многого. (В каждой дискуссии необходимо выделять 2-3 основные цели).
- Не надейтесь на «недистанционные» материалы.
- Организуйте общение между слушателями.
- Выделяйте обобщающие идеи, которые связывают темы между собой.
- Используйте простые задачи.
- Отбирайте материалы, которые будут интересны слушателям.
- Следите за тем, чтобы студенты отвечали более или менее одновременно.
- Представляйте разные точки зрения на проблему.
- Приглашайте внешних экспертов.
- Отказывайтесь от «чтения» лекций.
- Давайте задачи отдельным слушателям (прокомментировать тему, ответить на вопрос).
- Социальные рекомендации
- Будьте доброжелательным к «молчаливым людям». Некоторые люди учатся, слушая других, и совсем не принимают участие в дискуссиях. Не надо думать, что они ничего не делают.
- Не создавайте ощущение страха перед конференцией.
- Будьте осторожным с использованием юмора и сарказма.
- Приглашайте каждого участника представиться и делайте это сами.
- Используйте идеи-связи для облегчения общения.
- Будьте вежливы и не жалейте похвалы.
- Не игнорируйте невежливого поведения.
- Будьте готовы к «взрыву» неформальной лексики.
Рекомендации по управлению
- Освобождайте обучающихся от комплексов.
- Распространяйте списки участников.
- Отвечайте на все заявления к конференции.
- Будьте терпеливым.
- Старайтесь синхронно организовать работу слушателей.
- Следите за пропорциональным распределением обучающего материала, как такового.
- Следите за процедурой ведения конференции.
- Используйте личную переписку для предоставления рекомендаций слушателям.
- Высказывайтесь ясно.
- Не перегружайте информацией отдельные дни конференции.
- Переадресуйте сообщения, тема которых указана неточно.
- Влияйте на объем сообщений от каждого участника.
- Привлекайте слушателей к моделированию.
- Выделяйте время для подготовки к проведению дистанционного курса.
- Закрывайте дискуссии и конференции итогами и не провоцируйте затяжки обсуждений.
- Приглашайте опытных преподавателей.
Технические рекомендации
- Используйте разнообразные технические средства.
- Откликайтесь на технические проблемы слушателей.
- Разрабатывайте справочник курса с подробной информацией о нем.
- Предоставляйте время для самообучения.
- Учите слушателей учиться друг у друга.
- Не давайте слишком много указаний.
Рекомендации к проведению дискуссии
- Будьте понятным. Начинайте дискуссию с открытого комментария, чтобы слушателям был понятен порядок работы, давайте тему дискуссии, ваше начальное предположение. Студенты должны понять тему и то, как будет протекать дискуссия.
- Требуйте регулярного участия. Организовывайте активный диалог и подчеркивайте необходимость регулярного участия.
- Стимулируйте участие, если оно запаздывает. Требуйте, например, прямых комментариев и ответов по проблемам дискуссии.
- Используйте замечания. Для усиления активности требуйте от слушателей давать правильный заголовок письма к дискуссии.
- Фиксируйте отклонения от темы дискуссии. Делайте замечания при отклонении от темы, или создавайте другую дискуссию, если вопрос важный.
- Будьте ответственным. Отвечайте быстро на требования слушателей.
- Будьте вежливым. Приглашайте слушателей лично к активной работе. Обращайтесь к ним, как преподаватель обращается к слушателям в аудитории при традиционном обучении. Привлекайте слушателей обращаться друг к другу, как это делает модератор.
- Чаще приглашайте. Используйте личные сообщения с приглашениями принять участие в дискуссии в начале и продолжать ее.
- Соблюдайте порядок. Предлагайте кому-то из слушателей начать дискуссию, периодически возвращайте их в запланированное направление.
- Будьте настойчивым. Будьте готовы подождать некоторое время комментарии и ответы, не спешите заполнять паузы в дискуссии.
- Не перегружайте. Присылайте один большой комментарий в день. Если студенты имеют много предложений, уменьшайте их требования, чтобы медлительные студенты могли успеть.
- Не читайте лекций. Используйте открытые примечания, примеры, произведения и прочее.
- Напоминайте о времени. Напоминайте слушателям, что дискуссия длится одну четверть, половину запланированного срока.
- Усиливайте хорошее поведение в дискуссии. Говорите, например, «благодарю» слушателям, которые ответили правильно.
- Подводите итоги дискуссии. Если дискуссия становится очень емкой, стройте промежуточные заключения.
- Продумывайте завершение дискуссии. После итогов дискуссии стройте общие заключения относительно ее проведения и выполнения поставленной цели.
Практические рекомендации к проведению дискуссии
- Устанавливайте срок проведения дискуссии.
- Приглашайте комментарий к каждому разделу на протяжении соответствующего срока, например, 2-3 дня.
- Необходимо иметь список проблем. Подавайте каждую проблему в соответствующем сообщении с темой (subject).
- Контролируйте время. Если срок для ответов исчерпывается, сообщайте об этом.
- Держите все сообщения в отдельной папке на локальном компьютере.
- Размещайте сообщения на сайте в виде папок, чтобы студенты, которые подключились к дискуссии позже, имели возможность ознакомиться с предшествующими материалами.
- Используйте вспомогательные материалы. Их можно будет прислать слушателям с вопросом «А что это такое?».
- Делайте дополнительные комментарии для лимитирования срока дискуссии.
- Приводите решения/результаты в конце дискуссии.
- Проводите статистику участия в дискуссии: как много слушателей принимало участие, кто покинул ее, кто и как активно работал.
По материалам сайта: http://kvn-e-learning.blogspot.com/2012/08/blog-post.html
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел дистанционного обучения
Отдел дистанционного обучения