15 сентября 2015 г.

Методические рекомендации по проведению дискуссии

Дистанционное обучение включает два типа взаимодействия: взаимодействие с содержанием и межличностное взаимодействие. Именно в этих направлениях и состоит роль тьютора – создание и поддержка модели эффективного обучения, организация дискуссионного направления работы. Модератор дискуссии (тьютор) выполняет четыре главные роли:

  • Педагогическая роль. Используя вопросы, фокусировать дискуссию на главные концепции, принципы и умения.
  • Организационная роль. Одна из главных обязанностей тьютора – установить программу работы дискуссии: предмет обсуждения, срок, процедурные правила и нормы получения решений. Управление взаимодействием и направлением – важный элемент успешности дискуссии.
  • Социальная роль. Создание дружеского социального пространства для обучения подчеркивает мастерство модератора: публикация приглашений в начале, стимулирование участия с помощью специфических примеров, использование обратной связи, дружеского тона.
  • Техническая роль. Тьютор должен создать участникам комфортные условия работы с системой и программным обеспечением.
Педагогические рекомендации
  • Ставьте себе ясные цели.
  • Ваша программа действий должна быть максимально гибкой.
  • Поощряйте активное участие слушателей в процессе обучения.
  • Исключайте «авторитарный» стиль обучения.
  • Будьте объективным.
  • Не ожидайте многого. (В каждой дискуссии необходимо выделять 2-3 основные цели).
  • Не надейтесь на «недистанционные» материалы.
  • Организуйте общение между слушателями.
  • Выделяйте обобщающие идеи, которые связывают темы между собой.
  • Используйте простые задачи.
  • Отбирайте материалы, которые будут интересны слушателям.
  • Следите за тем, чтобы студенты отвечали более или менее одновременно.
  • Представляйте разные точки зрения на проблему.
  • Приглашайте внешних экспертов.
  • Отказывайтесь от «чтения» лекций.
  • Давайте задачи отдельным слушателям (прокомментировать тему, ответить на вопрос).
  • Социальные рекомендации
  • Будьте доброжелательным к «молчаливым людям». Некоторые люди учатся, слушая других, и совсем не принимают участие в дискуссиях. Не надо думать, что они ничего не делают.
  • Не создавайте ощущение страха перед конференцией.
  • Будьте осторожным с использованием юмора и сарказма.
  • Приглашайте каждого участника представиться и делайте это сами.
  • Используйте идеи-связи для облегчения общения.
  • Будьте вежливы и не жалейте похвалы.
  • Не игнорируйте невежливого поведения.
  • Будьте готовы к «взрыву» неформальной лексики.
Рекомендации по управлению
  • Освобождайте обучающихся от комплексов.
  • Распространяйте списки участников.
  • Отвечайте на все заявления к конференции.
  • Будьте терпеливым.
  • Старайтесь синхронно организовать работу слушателей.
  • Следите за пропорциональным распределением обучающего материала, как такового.
  • Следите за процедурой ведения конференции.
  • Используйте личную переписку для предоставления рекомендаций слушателям.
  • Высказывайтесь ясно.
  • Не перегружайте информацией отдельные дни конференции.
  • Переадресуйте сообщения, тема которых указана неточно.
  • Влияйте на объем сообщений от каждого участника.
  • Привлекайте слушателей к моделированию.
  • Выделяйте время для подготовки к проведению дистанционного курса.
  • Закрывайте дискуссии и конференции итогами и не провоцируйте затяжки обсуждений.
  • Приглашайте опытных преподавателей.
Технические рекомендации
  • Используйте разнообразные технические средства.
  • Откликайтесь на технические проблемы слушателей.
  • Разрабатывайте справочник курса с подробной информацией о нем.
  • Предоставляйте время для самообучения.
  • Учите слушателей учиться друг у друга.
  • Не давайте слишком много указаний.
Рекомендации к проведению дискуссии
  • Будьте понятным. Начинайте дискуссию с открытого комментария, чтобы слушателям был понятен порядок работы, давайте тему дискуссии, ваше начальное предположение. Студенты должны понять тему и то, как будет протекать дискуссия.
  • Требуйте регулярного участия. Организовывайте активный диалог и подчеркивайте необходимость регулярного участия.
  • Стимулируйте участие, если оно запаздывает. Требуйте, например, прямых комментариев и ответов по проблемам дискуссии.
  • Используйте замечания. Для усиления активности требуйте от слушателей давать правильный заголовок письма к дискуссии.
  • Фиксируйте отклонения от темы дискуссии. Делайте замечания при отклонении от темы, или создавайте другую дискуссию, если вопрос важный.
  • Будьте ответственным. Отвечайте быстро на требования слушателей.
  • Будьте вежливым. Приглашайте слушателей лично к активной работе. Обращайтесь к ним, как преподаватель обращается к слушателям в аудитории при традиционном обучении. Привлекайте слушателей обращаться друг к другу, как это делает модератор.
  • Чаще приглашайте. Используйте личные сообщения с приглашениями принять участие в дискуссии в начале и продолжать ее.
  • Соблюдайте порядок. Предлагайте кому-то из слушателей начать дискуссию, периодически возвращайте их в запланированное направление.
  • Будьте настойчивым. Будьте готовы подождать некоторое время комментарии и ответы, не спешите заполнять паузы в дискуссии.
  • Не перегружайте. Присылайте один большой комментарий в день. Если студенты имеют много предложений, уменьшайте их требования, чтобы медлительные студенты могли успеть.
  • Не читайте лекций. Используйте открытые примечания, примеры, произведения и прочее.
  • Напоминайте о времени. Напоминайте слушателям, что дискуссия длится одну четверть, половину запланированного срока.
  • Усиливайте хорошее поведение в дискуссии. Говорите, например, «благодарю» слушателям, которые ответили правильно.
  • Подводите итоги дискуссии. Если дискуссия становится очень емкой, стройте промежуточные заключения.
  • Продумывайте завершение дискуссии. После итогов дискуссии стройте общие заключения относительно ее проведения и выполнения поставленной цели.
Практические рекомендации к проведению дискуссии
  • Устанавливайте срок проведения дискуссии.
  • Приглашайте комментарий к каждому разделу на протяжении соответствующего срока, например, 2-3 дня.
  • Необходимо иметь список проблем. Подавайте каждую проблему в соответствующем сообщении с темой (subject).
  • Контролируйте время. Если срок для ответов исчерпывается, сообщайте об этом.
  • Держите все сообщения в отдельной папке на локальном компьютере.
  • Размещайте сообщения на сайте в виде папок, чтобы студенты, которые подключились к дискуссии позже, имели возможность ознакомиться с предшествующими материалами.
  • Используйте вспомогательные материалы. Их можно будет прислать слушателям с вопросом «А что это такое?».
  • Делайте дополнительные комментарии для лимитирования срока дискуссии.
  • Приводите решения/результаты в конце дискуссии.
  • Проводите статистику участия в дискуссии: как много слушателей принимало участие, кто покинул ее, кто и как активно работал.
По материалам сайта: http://kvn-e-learning.blogspot.com/2012/08/blog-post.html 

Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел дистанционного обучения