15 сентября 2015 г.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в связи с введением Государственных образовательных стандартов общего образования

В 2015–2016 учебном году изучение предмета «Физическая культура» осуществляется по новым программам, разработанным на основе Государственных образовательных стандартов (приказ Министерства образования и науки ДНР от 17.07.2015 № 325).

Программы размещены на сайте Министерства образования и науки ДНР (http://mondnr.ru) и на блоге отдела физической культуры и спортивно-массовой работы (http://ofksmr.blogspot.com).

Программа «Физическая культура» включает в себя такие разделы:
  • «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент);
  • «Способы двигательной деятельности (виды спорта, мониторинг физического развития) базовая и вариативная часть» (деятельностный компонент).
Знания о физической культуре формируются непосредственно на практических занятиях, по ходу выполнения упражнений, тактических и технических действий или отдельно не более 2 часов в каждой теме. В конце каждой четверти перед четвертной оценкой обязательно выставляется отдельная оценка по теоретической подготовке раздела «Основы знаний о физической культуре» и теоретическому материалу пройденных тем. Контроль знаний может проводиться устно или письменно.

Деятельностный компонент включает в себя темы базовой и вариативной части.

Обращаем особое внимание на тему базовой части «Мониторинг физического развития» (МФР). 

Тема «Мониторинг физического развития» дает возможность отследить функциональное состояние и уровень физического здоровья учащихся и включает в себя 6 функциональных проб (индексов): «Проба Руфье», «Проба Штанге», «Индекс Кетле», «Индекс Робинсона», «Индекс Шаповаловой», «Проба Ромберга», которые характеризуют уровни функциональных возможностей систем организма. Функциональные пробы проводятся в сентябре, апреле-мае месяце, для выявления состояния организма, а также определения динамики развития функциональных систем. 

Все функциональные пробы нужно проводить из спокойного положения до выполнения физических упражнений. Оптимально организовывать проведение диагностических проб первые три урока, распределив детей по парам. Первый урок посвятить ознакомлению с требованиями по предмету «Физическая культура» и провести 2 пробы: «Проба Штанге» и «Проба Ромберга». На втором уроке провести 2 пробы: «Проба Руфье», рассчитать «Индекс Кетле». Третий урок посвятить пробам «Индекс Робинсона», «Индекс Шаповаловой». Для привлечения родителей к формированию знаний по сохранению здоровья школьников «Индекс Кетле» и «Индекс Робинсона» можно дать как домашнее задание. 

К проведению функциональных проб (индексов) нужно по возможности привлекать школьного врача или школьную медицинскую сестру. В апреле-мае проведение диагностических проб организуется так же, как в сентябре. Для расчета данных индексов (проб) мониторинга физического развития можно использовать электронную программу, размещенную на блоге отдела физической культуры и спортивно-массовой работы в разделе книги и методические материалы (https://drive.google.com/file/d/0BzM4qB-nuqL6cDVsQ0dacWNkeTA/view).

Тема «Мониторинг физического развития» предполагает также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья. Для этого используются в 1-4 классах 4 диагностических упражнения, в 5-11 классах - 6 диагностических упражнений оценки физической подготовленности учащихся. Начальный уровень диагностических упражнений принимается с 01 октября во время изучения базовых видов спорта: гимнастика - упражнение на гибкость, силу; спортивные игры - упражнение на ловкость, скоростно-силовые качества; легкая атлетика - упражнение на скорость, выносливость; туризм - упражнение на силу, скоростно-силовые качества, но не позднее ноября месяца. В мае месяце комплексно принимаются все 6 диагностических упражнений.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, в последней четверти для определения уровня физической подготовленности выполняют тестовые упражнения, не запрещенные согласно их заболеваниям. Следует отметить, что учащиеся I класса в I четверти не диагностируются.

При определении уровня физической подготовленности учитель должен использовать таблицу результатов без учета динамики развития.

Диагностические упражнения кроме уровней имеют бальную шкалу оценивания, что дает возможность преподавателю в апреле-мае оценить учащегося, с учетом темпа прироста его показателей физической подготовленности. Тема «Мониторинг физического развития» в сентябре месяце не оценивается. Оценка за тему выставляется в мае в соответствии с критериями оценивания по физической культуре.

Обращаем внимание, что, согласно статьи 76 Закона Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте», «педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта вправе осуществлять лица, имеющие среднее специальное или высшее образование в сфере физической культуры и спорта, а также допущенные к такой деятельности в порядке, установленном Республиканским органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта Донецкой Народной Республики».

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы