16 октября 2015 г.

Как формируется социальная компетентность личности?

Внедряем новые стандарты!

В Государственных образовательных стандартах среднего общего образования на 2015-2017 гг. даётся такое определение данного понятия: «Социальная компетентность - способность личности продуктивно сотрудничать с партнерами в группе и команде, выполнять различные роли и функции в коллективе». 

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.

Чтобы формировать ту или иную компетентность, необходимо знать её компоненты, основные аспекты. Рейтинг наиболее часто встречающихся основных элементов понятия «социальная компетентность» выглядит следующим образом: способность человека при решении проблем взаимодействия с обществом; способность человека эффективно решать проблемы; качества личности, умения взаимодействовать со средой, результат социального развития, готовность и умение вести диалог и выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми, владение первичными способами жизнедеятельности; способность и мотивации решать задачи, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, информированность индивида, готовность и умение принимать ответственные решения в жизненных ситуациях, способность предвидеть последствия принятых решений для себя и окружающих, способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы [Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» [Текст] / М. С. Сулейманов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 314-318].
 
Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Для этого необходимо:
  • культивирование педагогами собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия;
  • погружение ребенка в ситуации выбора;
  • обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
  • активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
  • ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе взаимодействия.
Деятельностный компонент является важной составляющей социальной компетентности. Для этого необходимо включение подростков в активную деятельность по преобразованию себя и окружающего социума, в разные виды полезной практической деятельности; создание условий для реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта. 

Для того чтобы целенаправленно, а не ситуативно формировать социальную компетентность личности школьников, необходимо в школе создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности обучающихся, предоставлять возможности получения опыта социального взаимодействия.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания