18 ноября 2015 г.

45 минут с мастером

…в счастье человек расцветает, глаза сияют, на губах улыбка,
дело в руках спорится, и вообще он большой оптимист.
Жизнь прекрасна! Вот к этому любой и стремится.
Ради этого стоит жить.
М. Веллер

17 ноября лауреат первого Открытого Республиканского конкурса педагогического мастерства «45 минут славы» Наталья Кайдаш, учитель русского языка и литературы Республиканского лицея-интерната при ДонНУ, пригласила слушателей курсов повышения квалификации учителей-словесников на открытое занятие, на котором они говорили о концепте «счастье». 

Цель мастер-класса – ознакомление филологов с концептосферой русского языка; демонстрация технологии обучения учащихся умению работать в негомогенных парах и группах, выявлению личного языкового и речевого опыта и наполнению этим опытом конкретного концепта; афиширование методики развития стилистической грамотности и формирования УУД, воспитания любви к родному языку и словесному творчеству.

Участники мастерской в течение 45 минут выстраивали режиссуру современного урока, выясняли роль учителя-словесника в реализации системно-деятельностного подхода в практической деятельности; работали с текстовыми фрагментами из книги Михаила Веллера «Всё о жизни» под музыкальную тему вдохновения Алексея Рыбникова (финал кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен»); объединившись в пары и группы, вели разговор о жизни и предлагали свои варианты счастья («Некое исключительно-положительное состояние человека», «Счастье – удовольствие, мелочи, желания, обязанность, любовь к себе, результат работы над собой», «Чтобы стать счастливым, нужно потрудиться. Счастье – далеко не всегда результат удачи или дело случая», «Счастье – это судьба, все, что начертано на жизненном пути человека; успех – дело случая, сама жизнь и есть счастье», «Что такое счастье, в чем оно?  Это один из вечных вопросов, на который человечество так и не нашло ответа»); создавали объективный портрет счастья; после ознакомления со статьями толковых словарей заполняли двухчастный дневник; знакомились с высказываниями о счастье великих людей, выделяли и записывали смысловую составляющую этих высказываний; конструировали ассоциативные цепочки и фразеологизмы со словом счастье, находили средства художественной выразительности в предложенных отрывках; моделировали эвристические ситуации; искали выход из ситуации актуального активизирующего затруднения. Состоялся диалог с Мастером, с текстом и со счастьем. 

Слушатели курсов повышения квалификации «Формирование читательской компетенции учащихся в процессе изучения мировой литературы» (руководитель Боброва В.В., методист отдела русского языка и литературы) на 45 минут стали подмастерьями в Мастерской Натальи Николаевны Кайдаш.

«Всё должно меняться когда-либо, иначе общество станет статичным», – писал. М. Фуллан. Действительно, взгляд филологов на модель проведение урока, на процесс учения, на роль учителя изменился в ходе мастерской.

На вопрос Мастера «Можно ли знать о жизни все?» слушатели дали  разные и, порой, противоречивые ответы: "Нет. Жизнь познать невозможно", "У каждого человека свой взгляд на жизнь, и жизнь у каждого своя", "У каждого Человека своя правда о жизни", "Наверное, только художественная литература знает о жизни действительно все!"

Педагоги не только познакомились с технологией работы с концептами русского языка в контексте изучения  художественного  стиля  речи, но и создали собственного высказывания на основе прослушанного текста, а также построили свой «Дом счастья» – коллаж с творческими работами на тему «Мой портрет счастья»: в каждом окошке этого чудесного дома светилось разноцветными красками своё счастье!

Завершающим аккордом мастерской стало чтение словесниками своих проникновенных эссе. А для Н.Н. Кайдаш неожиданным, но приятным стал момент, когда одна из участниц попросила поставить автограф под фотографией со знаменательной фразой: «45 минут со счастьем: Счастливому ученику-словеснику от Мастера и коллеги!»

Кафедра общественно-гуманитарных предметов и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы