9 ноября 2015 г.

В чем особенности проведения мастер-класса?

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство педагогического преподавания, чаще всего – путем прямого и комментированного показа конкретных приемов работы.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
  • психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • профессиональные способности;
  • педагогическую технику;
  • определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
  • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • мастерство убеждения;
  • мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • мастерство владения педагогической техникой.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. 

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:
  • Презентация педагогического опыта педагога-мастера
  1. обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;
  2. характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
  3. определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
  4. описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
  • Представление урока, системы уроков:
  1. рассказ педагога о проекте занятия;
  2. определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
  3. краткая характеристика результативности используемой технологии;
  4. вопросы педагогу по изложенному проекту.
  • Урок или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися. 
  • Моделирование:
  1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
  2. обсуждение авторских моделей урока слушателями.
  • Рефлексия
  1. дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей;
  2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин