9 ноября 2015 г.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Одной из ключевых функций психолога в современной образовательной организации становится такой специфический вид профессиональной деятельности, как психологическое сопровождение внедрения в жизнь и работу школы, детского сада, интерната тех или иных инноваций. Актуальным витком таких инноваций в настоящее время стал переход наших общеобразовательных организаций на новые образовательные стандарты. Поэтому в число профессиональных задач психолога в образовании сегодня входит психологическое сопровождение данного перехода. 

Предлагаем психологам общеобразовательных организаций ознакомиться с методическими рекомендациями по одному из базовых аспектов такого вида сопровождения.

Можно согласиться или спорить с утверждением автора предлагаемых рекомендаций о том, что нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. Однако определенно имеет смысл рассмотреть как методический инструментарий предлагаемую в данной разработке систему психолого-педагогического сопровождения педагогов в инновационной деятельности. 

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Иными словами, современному учителю необходимы уверенность в своих профессиональных силах, владение критериальным аппаратом и достаточный уровень профессиональной компетентности для решения новых задач.

Инновационные механизмы развития образования включают:
  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.
Носителями педагогических инноваций, по мнению автора, выступают творческие личности, которые способны на:
  • рефлексию, характеризующую способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
  • саморазвитие как творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;
  • самоактуализацию как фактор непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
  • профессиональное самосовершенствование, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание — целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанными потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;
  • самообразование — обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.
Поэтому для эффективного сопровождения психологом самосовершенствования педагогов необходимо решить двуединую задачу:
  • Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности;
  • Формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. (Мотив — это стойкое внутреннее свойство личности, которая изнутри побуждает ее к осуществлению определенных действий).
С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке:
http://festival.1september.ru/articles/582148/ 

Кафедра менеджмента образования и психологии