30 ноября 2015 г.

Какова сущность процессуального и содержательного обеспечения усовершенствования естественно-математического обучения в контексте заданий новых образовательных стандартов?

Внедряем новые стандарты!

Современная история ставит перед педагогами сложные требования, вызванные изменениями двух больших революций: быстрой экономической глобализацией, с одной стороны, и экспансией информационных технологий – с другой. В этом контексте очевидность положительного эффекта качественного образования неоспорима. Есть убеждение, что будущее благосостояние государства и народа зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам.

Примеры связанных с этими науками проблем, которые требуют их понимания информированным населением, представлены всюду. Например, в биологии – это клонирование органов, селективное генетическое воздействие на людей, использование ДНК как доказательство в разных сферах. В здравоохранении – это создание новых лекарств, химический и биологический терроризм, прием пищевых добавок, расчет пищевой ценности рациона питания. В метеорологии и науках о Земле – глобальное потепление, изменение озонового слоя, исследование ураганов и землетрясений. Приведенный список убеждает, что нельзя человеку разумно участвовать в жизни общества, если он не знаком с тем, как естественно-математические науки влияют на повседневную жизнь и формируют окружающий мир.

На основании результатов оценки естественно-математической грамотности школьников, полученных в ходе международных исследований TIMSS, в методической литературе для учителей сформулированы следующие рекомендации относительно внесения определенных содержательных и процессуальных усовершенствований в процесс обучения:
  1. Усилить внимание к методологическим аспектам научных знаний, роли знаний и умений, которые имеют важное практическое значение.
  2. Перенести акценты применения знаний в простых модельных ситуациях на их использование в повседневной жизни.
  3. Использовать вспомогательные тексты и иллюстрации для новой цели – формирования умений работать с медиаинформацией, анализировать и интерпретировать данные, оценивать их.
  4. Обогатить методический аппарат задачами, выполнение которых поможет согласовывать с системой школьных знаний жизненный опыт, эффективно и грамотно решать практические, социально и индивидуально значащие проблемы.
  5. Разнообразить познавательную деятельность учеников, которая направлена на их интеллектуальное развитие, формирование общеучебных и ключевых компетенций.
  6. Компьютеризация нуждается не только в разработке программных средств, внедрении интерактивных досок, а и в обучении учителей методике их использования.
  7. Больше внимания уделить портфолио как такой форме контроля индивидуальных достижений учеников, педагогическая философия которого предусматривает смещение акцента с того, чего ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по определенной теме или разделу.
К сожалению, методы преподавания остались практически неизменными, и в большинстве случаев подход, использованный при проведении уроков, всегда предсказуем. В Японии, напротив, проявление новой образовательной культуры идет через контролируемую совместную работу обучающихся. Учителя начинают с ознакомления их с задачами, используя подходы, с которыми те еще не знакомы. Затем обучающиеся работают по одному или в небольших группах и решают задачи, связанные с рассуждениями и доказательствами. Если главное в математике и естественных науках – процесс исследования, то ученики должны получить ответ не только на вопрос «Что?», но и узнать о том «Как?», «Как еще?», «Почему?» и «Зачем мне это нужно?». Исследовательские навыки обеспечивают обучающихся мощным инструментом не только понимания, но и постоянного изменения материального мира, убеждают, что новое возможно и тайны природы могут быть раскрыты.

Совершенствовать учебно-воспитательный процесс в школе с целью повышения качества естественно-математического образования целесообразно с учетом следующих характеристик высококачественного обучения:
  • особенности педагогического мастерства могут быть приобретены учителем только благодаря практике и взаимодействию с другими учителями;
  • основным является не получение инструкций к действию, а процесс исследования;
  • обучение концентрируется на умении наблюдать, получать информацию, анализировать и классифицировать ее, предсказывать и проводить опыты (эксперимент);
  • хороший учитель побуждает к тому, чтобы обучающиеся познакомились с новыми возможностями, предложили свои объяснения и вывели из них логические заключения;
  • обучение учитывает, признает и строится на различиях в методах преподавания и способностях обучающихся, опирается скорее на развитие сильных сторон личности, чем на попытку устранения слабых характеристик.
Наконец, следует отметить, что локальные результаты качественного образования, достигнутые в небольшой группе общеобразовательных организаций, являются недостаточными в рамках заданий на государственном уровне, поэтому нужно осуществить изменение акцентов в образовательном пространстве школы: с поддержки сильных в условиях пренебрежения слабых - на поддержку слабых в условиях автономии сильных.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методика их преподавания