30 ноября 2015 г.

Школа коммуникативной дидактики

Внедряем новые стандарты!

Практические семинары для руководителей методических объединений учителей иностранных языков, которые проходили в течение учебного года, были посвящены изучению и внедрению принципов коммуникативной дидактики в преподавание предмета.

Становление системы принципов коммуникативной дидактики связано с развитием вербальной практики, которая сопряжена с осознанием необходимости улучшения преподавания иностранных языков, являвшихся важнейшим средством культурной коммуникации.

Школа коммуникативной дидактики усматривает в дидактическом процессе взаимодействие трех ключевых моментов: знания, опыт и понимание.

Традиционная авторитарная дидактика сводит урок к ритуалу передачи информации от одного обособленного своей ролью сознания к другому столь же обособленному сознанию, не стремясь превратить его в полноценное коммуникативное событие конвергентного взаимодействия сознаний. Здесь целью обучения ставится информирование обучающегося, а коммуникативные процессы сообщения и получения информации мыслятся лишь средством.

Инновационная коммуникативная дидактика ставит целью обучения опыт предметно ориентированного общения, отводя сообщению информации, как таковой, роль дидактического средства. 

Приоритетами коммуникативной дидактики являются:
  1. приоритет коммуникации перед информацией;
  2. приоритет понимания перед знанием;
  3. приоритет ментального языка внутренней речи перед несвойственным для школьника внешним языком предметной риторики.
Урок в соответствии с принципами коммуникативной дидактики может быть квалифицирован как полноценное коммуникативное событие лишь в случае возникновения актуального общего смысла (диалогического согласия) при «встрече и соприкосновении» двух неотождествимых стратегий смыслопорождения: интериоризирующего предметно-смысловое содержание сознания. Суть дидактического социального отношения между личностями обучаемого и обучающего не в ролевой зависимости одного от другого, а в альтернативной разнонаправленности (несовместимости) позиций, долженствующих быть приведенными к конвергенции (схождению). 

Выпускник школы коммуникативной дидактики - это человек, в арсенале которого имеется достаточно широкий набор ментальных стратегий понимания и коммуникативных стратегий интерсубъективного взаимодействия. Это обеспечивает ему высокую адаптивность к быстро меняющейся социокультурной ситуации и толерантность в отношениях с другими социокультурными субъектами жизни. 

Темами для изучения были выбраны методы формирования социокультурной компетенции в процессе обучения устной речи, расширение и активизация вокабуляра («Advanced Vocabulary Study»), обучение, в центре которого находится обучающийся («Learner-centred curriculum») и учебная автономия («Autunomy and Self-directed Learning»).

Семинары предоставили возможность учителям-практикам презентовать свои наработки по данным вопросам и наметить перспективы дальнейшего изучения проблемы с целью совершенствования процесса обучения иностранным языкам.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранных языков