10 ноября 2015 г.

Развитие профессиональной компетентности педагогов-дефектологов

На базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования стартовали курсы учителей–логопедов системы образования республики по теме «Информационная культура как составляющая информационной культуры педагога» и общей подготовки воспитателей специальных общеобразовательных школ-интернатов МОН ДНР.

Модернизация системы дополнительного педагогического образования, как приоритетного направления деятельности Донецкого РИДПО, потребовала создания гибкого, мобильного образовательного пространства для удовлетворения профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров системы специального образования лиц с особенностями развития.

Внедрение инновационных форм проведения курсов повышения квалификации определено новыми задачами образования республики; обеспечением комплекса адресных образовательных услуг педагогам-практикам; проектированием новых моделей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность курсов повышения квалификации обусловлена необходимостью развития базовых и профессиональных компетентностей педагогических работников для реализации образовательной политики в системе специального образования детей с особенностями психофизического развития путём модификации и адаптации инновационных форм, методов и технологий обучения.

Поиск новых форм коррекционно-педагогической работы обусловлен обновлением содержания специального и инклюзивного обучения детей с нарушениями развития, что имеет свои отличительные особенности и учитывает реальные психофизические возможности каждого ребёнка.

Педагоги системы специального обучения познакомятся с новыми стандартами начального и общего среднего образования, инновационными педагогическими технологиями, с современными моделями компетентностно ориентированного подхода в системе коррекционно-педагогической работы.

Акцент делается на психологические основы формирования личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и проблему инклюзивного образования детей с нарушениями развития. Одним из основных направлений деятельности педагогических коллективов специальных школ-интернатов для детей с психофизическими нарушениями является обновление содержания коррекционно-педагогического процесса.

Профилями базовых компетентностей педагогических работников системы специального образования являются:
  • социокультурный – способность реализовать методические, аксиологические, инновационные принципы организации коррекционно-педагогического процесса; адаптироваться к инновационным процессам; совершенствовать общую и речевую культуру; наладить связи с образовательными организациями, социальными службами для улучшения условий обучения и воспитания учащихся с ООП;
  • здоровьесохранный – способность организовать коррекционно-педагогический процесс в соответствии с нормативно-правовыми механизмами специального образования, требованиями по охране труда, безопасности жизнедеятельности и экологии;
  • психологический – способность к профессиональной деятельности в условиях постоянных изменений, конструктивному и толерантному деловому взаимодействию; способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексии результатов деятельности;
  • информационно-коммуникационный – способность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, формировать электронные базы данных, обновлять научно-методическую информацию по вопросам специального образования детей с ООП.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования