16 ноября 2015 г.

«Мастерская победителя»: от творческого учителя – к творческому ученику

12 ноября 2015 года в рамках реализации Креатив-плана научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики в формате научно-практической конференции «Всё отражается в слове: жизнь и творчество писателей-юбиляров 2015 года» на базе Донецкого учебно-воспитательного комплекса «Гармония» в «Мастерской победителя» делилась с коллегами опытом Ковалинская Ирина Михайловна, учитель украинского языка и литературы Донецкой специализированной школы № 33.

Целью встречи учителя-мастера с учителями-словесниками и будущими коллегами – студентами филологического факультета ДонНУ – было ознакомление с технологиями интерактивного обучения, инновационными методами развития творческих способностей обучающихся на основе деятельностного подхода, обмен опытом по проблеме, профессиональное самоусовершенствование и самообразование.

Работу секции «Развитие творческих способностей и познавательной активности обучающихся посредством интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы» в рамках конференции открыла заведующая районным методическим кабинетом администрации Ленинского района г. Донецка Бурцева Л.В., которая представила автора мастерской Ковалинскую И.М. как креативного, эрудированного, высококвалифицированного педагога с 23-летним стажем, влюблённого в свою профессию: "Ирина Михайловна – активная, творческая личность, стремящаяся к постоянному развитию. При поддержке методической службы всех уровней изо дня в день она шлифовала, оттачивала своё мастерство. Окрылённая творчеством, любовью к детям и коллегам, стремлением к профессиональной высоте, она шла к своему Олимпу". 

В поэзии «Крила» Лины Костенко есть такие слова: «Людина нібито не літає... А крила має. А крила має!». Именно эти «крила» помогали Ирине Михайловне подниматься к вершинам профессионального искусства. В 2001 году, будучи ещё совсем молодым педагогом, она впервые приняла участие во ІІ этапе конкурса «Учитель года» в номинации «Украинский язык и литература», а в 2012 году – стала лауреатом ІІ этапа конкурса «Учитель года» в той же номинации. В текущем 2015 году Ковалинская Ирина Михайловна стала лауреатом конкурса «45 минут славы» (с презентацией к выступлению можно ознакомиться, перейдя по ссылке>>>).

Заведующая отделом украинского языка и литературы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Ткачук Т.В. обратила внимание слушателей на то, что педагог работает над проблемой «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы»: «Опыт Ирины Михайловны Ковалинской обобщён отделом украинского языка и литературы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования и внесен в республиканский банк перспективного педагогического опыта.

Она – актриса: владеет искусством перевоплощения, поёт, играет на гитаре. Её лирическая натура проявляется во всём: и в нежных поэтических строках личных стихотворений, и в умении так подойти к раскрытию образа героя литературного произведения, что струны детских душ начинают звенеть разноголосьем. Именно поэтому Ирина Михайловна считает: «Учитель – это скрипач детских сердец: как поведёт смычком – такую мелодию и услышит…». 

Татьяна Валерьевна уверила участников секции в том, что Ирина Михайловна откроет для них тайны своей творческой мастерской и поведёт многих за собой, поделившись изюминками педагогической деятельности.

Ирина Михайловна, обращаясь к коллегам, подчеркнула, что тема её опыта созвучна проблеме реформирования современного образования. Внедряя новый Государственный стандарт среднего общего образования Донецкой Народной Республики, она формирует самостоятельную, инициативную, мыслящую личность посредством внедрения активных, интерактивных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимает развитие познавательного интереса обучающихся. 

Мастер-класс «Развитие творческих способностей и познавательной активности обучающихся посредством интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы» Ирина Михайловна начала с притчи, в содержании которой раскрывается глубокая суть взаимоотношений между учителем и учеником: «Учитель – это тот человек, который развивает в ребёнке способность мыслить, умение находить собственное решение задачи, какой бы трудной она ни была». Именно этот принцип лежит в основе всей профессиональной деятельности Ковалинской И.М.

Во время мастер-класса учитель представила собственную систему работы, а именно:
  • комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно её системе работы;
  • оригинальные действия, взаимосвязанные между собой и обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
С целью подготовки участников мастер-класса к успешной деятельности, создания комфортной рабочей атмосферы Ковалинская И.М. во время организационного этапа предложила для выполнения упражнения «Смайлик настроения» и «Охарактеризуй своё внутреннее состояние одним словом» (глагол или прилагательное).

Согласно технологии проведения мастер-класса учитель презентовала педагогический опыт (обосновала основные идеи педтехнологии, охарактеризовала личную творческую лабораторию, определила проблемы и перспективы в работе, указала тему урока (М. Коцюбинський «Дорогою ціною», 8 клас), на примере которого будут раскрыты основные методы и приёмы). Упражнение носило название «Методическая сокровищница». 

Практический этап работы включал в себя выполнение упражнения «Литературное лото». Учитель-мастер провела имитационную игру со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с учениками.

Ролевая игра «Театральная ширма» позволила участникам мастер-класса отправиться в путешествие по страницам произведения «Дорогою ціною», окунуться в атмосферу взаимоотношений героев.

Ирина Михайловна поделилась технологией проведения упражнений «Словесний ланцюжок» и «Сюжетний ланцюжок», целью которых было развитие активного словарного запаса, памяти, ассоциативности, гибкости мышления. 

Активное участие в работе дало возможность всем участникам мастер-класса пополнить собственную «методическую сокровищницу», обменяться опытом по проблеме, повысить уровень профессионального мастерства.

Участники мероприятия высказали слова благодарности в адрес Ковалинской Ирины Михайловны за высокий уровень компетентности, творческую работу, доступность и конкретность изложенной информации. Педагоги поблагодарили коллектив Донецкого УВК «Гармония», администрацию и методическую службу всех уровней за качественную организацию мастер-класса.

Подробнее познакомиться с материалами мероприятия можно, перейдя по ссылке>>> 

Кафедра общественно-гуманитарных наук
и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы