18 декабря 2015 г.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения новых Государственных образовательных стандартов

Введение новых Государственных образовательных стандартов в Донецкой Народной Республике требует активного участия педагога-психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы, оказания помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ГОС, консультирования учителей по вопросам формирования универсальных учебных действий учащихся (УУД). Также велика роль психолога в разработке пакета психодиагностических методик, направленных на диагностику УУД. Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ГОС можно выделить следующие:

  • организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ГОС;
  • обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка в группах дошкольного и начального образования;
  • организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания;
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям
  • создание психологически безопасной образовательной среды.
Таким образом, на педагогов-психологов образовательных учреждений возлагается очень большая ответственность, ставятся новые задачи, расширяется их функционал, возрастает потребность в качественных психологических услугах. Вместе с тем наблюдается снижение численности педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Данная ситуация приводит к необходимости пересматривать организацию деятельности педагогов-психологов, вносить изменения в содержание их деятельности, дифференцировать функционал, оптимизировать рабочее время, оперативно реагировать на социальный заказ образовательного учреждения и системы образования в целом. 

В связи с этим актуальной задачей специалистов и служб системы сопровождения в образовательных учреждениях становится создание среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал педагогов и учеников, где педагог-психолог выступает медиатором, консультантом, проводником идеи, а педагогический состав является основным звеном в реализации этой задачи. Но готовы ли сами педагоги-психологи к такой деятельности?

Деканат факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации Донецкого РИДПО