22 декабря 2015 г.

Какие профессиональные умения должен совершенствовать учитель «нового поколения» в связи с введением Государственных образовательных стандартов?

В целом по нормам стандарта учителю следует акцентировать внимание на двух базовых требования. Во-первых, учитель должен уметь работать на индивидуальное развитие ребенка, понимать, какие предметы ученику даются легче, какие – сложнее. Во-вторых, уметь организовывать групповую работу. К сожалению, в настоящее время подавляющими формами работы на уроке остаются фронтальные. Ученики отвечает по очереди, отсутствуют коллективные споры и работа. Они не умеют работать вместе, а в жизни без этого навыка далеко не уйдешь. Групповая работа необходима.

Должен ли учитель как-то по-новому общаться с учеником?

Сегодня мы ставим вопрос перед ребенком и ждем правильного ответа. В новых условиях учитель оценивает не столько истину ответа ученика, сколько его способность к рассуждению. Но только если ребенок может пояснить, почему у него именно такая точка зрения, пусть и неверная в данной ситуации. Ключевой вопрос учителя должен звучать так: «Почему ты так думаешь? Объясни».

Нужно для учителей вводить специальный курс по подготовке школьников к сдаче российского ЕГЭ?

Учителям нет необходимости вводить дополнительную подготовку либо специальные курсы для будущей сдачи российского ЕГЭ. Просто необходимо, начиная с пятого класса, вводить на уроках тестовую форму заданий. Невозможно получить высокий балл по любому предмету, не зная его. Уже сегодня появляются учебники, где вопросы после глав составлены именно в таком виде, с коротким заданием и возможностью выбора ответов (например, учебник по истории Донбасса «Введение в историю Донецкого края» для 5 кл.).

Какие же ключевые положительные позиции находятся в новом стандарте по сравнению с предыдущим?

Допустим, ученик уже определился со своей будущей профессией и высшим учебным заведением, в котором решил продолжить обучение. И он знает, какие предметы школьной программы ему нужны. В ситуации действующего стандарта он либо идет в школу с углубленным изучением этих предметов, либо в рамках общеобразовательной школы пытается найти другие возможности: кто-то нанимает репетиторов, увеличивая учебное время сверх положенных 36 часов в неделю. Кто-то оформляет экстернат. Это дает право не посещать занятия, но все равно приходится нанимать репетиторов и работать с ними. Получается, что так или иначе, но происходит перегрузка старшеклассников, стимулируется уход бесплатных услуг в сферу платных (репетиторство). Поэтому основной перспективной задачей стандарта является возможность выбора учеником на профильном уровне спектра необходимых предметов, остальные будут им изучаться на базовом. Ученикам будет дана возможность эффективно использовать время. Некоторые возражают тем, что 15-летний ребенок не может сам определиться с будущей профессией. В этом случае стандарт предусматривает изучение хоть всех предметов на базовом уровне в 10 классе. Это будет достаточный объем знаний для того, чтобы он потом выбрал свой путь. Кроме того, в стандарте предусмотрено, чтобы в школе работали люди, способные помогать детям с самоопределением: тьюторы, психологи, соцработники.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин