17 декабря 2015 г.

Ученый совет 14.12.2015. Стратегические модели развития Республиканской системы научно-методического сопровождения: опыт и перспективы

14.12.2015 года Учёный совет Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования рассмотрел ряд актуальных вопросов:
  1. Инновационная деятельность института в организации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
  2. О состоянии преподавания иностранных языков.
  3. Создание системы адаптивного научно-методического сопровождения процесса обучения и воспитания в начальной школе.


По первому вопросу в Донецком Республиканском институте дополнительного педагогического образования (ДонРИДПО) рассмотрены проблемы и перспективы инновационной деятельности института в организации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров. Основные направления данного вопроса представлены в отчете Чернышевой Е.Г., декана факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогических кадров ДонРИДПО. 

Выделена основная цель системы дополнительного образования в ДонРИДПО  в условиях обновления содержания образования и введения новых образовательных стандартов - создание модели непрерывного образования как средства программно-целевого фасилитирующего управления профессиональным развитием и саморазвитием педагога в течение всей его трудовой деятельности.

Анализ проблемы проводился на основании научно-практических подходов,  основных аспектов и понятий, в соответствии с законодательными документами Донецкой Народной Республики.

Для изучения инновационной деятельности ДонРИДПО приведена классификация инноваций. Внедрение компетентностного подхода в систему дополнительного образования актуализировало обновление содержания учебных модулей, методов обучения.

Членам Ученого совета для обсуждения представлены основные черты республиканской системы дополнительного образования, выделены перспективы развития:
  • ориентация на потребности, гибкость;
  • непрерывность;
  • ориентация на развитие компетенций личности;
  • связь с практикой, обучение через творческую деятельность.

Положительными факторами определено то, что все элементы инновационной деятельности института построены на принципах компетентностно-ориентированного и продуктивно-деятельностного подхода. Процесс обучения в институте сопровождается мультимедийными средствами, применяются интерактивные формы обучения и технологии обучения взрослых.


Выступающий Галкин С.Г., заведующий центром менеджмента и аттестации ДонРИДПО, обратил внимание на переход от разработки теоретических основ компетентностного подхода к практической реализации его принципов, активное использование педагогами самодиагностики, самооценивания. Организаторам повышения квалификации было рекомендовано обратить особое внимание на обратную связь, изучение запросов, корректировку содержательной части учебных программ.

Фарин С.Л., заведующий центром мониторинга качества образования, поднял вопросы разработки системы комплексных измерителей для оценки уровня компетенций, определения критериев и индикаторов качества образования.

В процессе обсуждения определены основные задачи по усовершенствованию качества образования:
  1. Построение учебных программ на основе компетентностного подхода.
  2. Разработка системы мониторинга для оценки уровня компетенций.
Направления и сроки оптимизации инновационной деятельности ДонРИДПО в организации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров отражены в решении Ученого совета ДонРИДПО. 

По второму вопросу "О состоянии преподавания иностранных языков" выступила Старшинова Л.В., заведующая отделом иностранных языков ДонРИДПО.

Цель изучения данной проблемы – внедрение системы непрерывной диагностики на основе многоуровневого мониторингового подхода к изучению состояния функционирования и динамики развития предмета для повышения качества иноязычного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Согласно статистическим данным 98,1% учащихся изучают английский язык, немецкий как первый и второй – 1,2%, французский – 0,7% учащихся, уровень качества владения речевыми компетентностями составляет:
  • чтение  59,72%
  • аудирование 51,42%
  • письменная речь 60,57%, уровень развития навыков устной речи составляет 73,6%.
Цифровые данные подтверждают успешность реализации коммуникативного компетентностно-ориентированного обучения иностранным языкам и определяют задачи по усовершенствованию системы обучения в контексте реализации новых образовательных стандартов.

Оперативная и достоверная информация о состоянии преподавания предмета обеспечивает не только принятие оптимального решения по отдельным направлениям деятельности, но и позволяет формировать перспективы развития учебного  предмета в целом.

С презентацией к выступлению Старшиновой Л.В. можно ознакомиться по ссылке>>>
По третьему вопросу о системе адаптивного научно-методического сопровождения процесса обучения и воспитания младших школьников выступила методист отдела начального образования Седова Н.Н. Проведен анализ системы адаптивного сопровождения, её цели и задачи, направленность их на результат; действия, операции адаптивной цепочки, их  эффективность и результативность.

Всё это вложено в многофакторную, многокомпонентную, содержательно-блочную систему модели научно-методического сопровождения. Отдел начального образования наполнил данную модель конкретным содержанием и предложил свою систему адаптивного научно-методического сопровождения процесса обучения и воспитания младших школьников.

Были выделены позитивные тенденции и проблемы, определены перспективные направления в усовершенствовании системы адаптивного научно-методического сопровождения процесса обучения и воспитания младших школьников, корректировки её содержательного наполнения, что нашло отражение в решении Учёного Совета.

С презентацией к выступлению Седовой Н.Н. можно ознакомиться по ссылке>>>

По результатам обсуждения всех вопросов повестки дня заседания Ученого совета ДонРИДПО были приняты конструктивные решения и новые инициативы.
Ректорат Донецкого республиканского института
дополнительного педагогического образования
Ученый секретарь