5 февраля 2016 г.

Методы стимулирования творческого мышления

Творческое мышление – сложный и противоречивый процесс, который зависит от многих составляющих. Предлагаем вам некоторые подходы к активизации и формировании творческого мышления личности.

Метод синектики предложен в конце пятидесятых годов ХХ столетия У.Гордоном. Само слово «синектика» (от греч. syn – вместе) означает соединение разнородных элементов. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотипность мышления.

Существует еще группа методов, применяющихся для развития творческих способностей личности. Они направлены на преодоление внутренних запретов и прежде всего запретов на самовыражение чувств, эмоций, ощущений, взглядов, мнений и т.п. В результате чего происходит раскрепощение и развитие индивидуальности, реализация творческих возможностей человека. 

Среди таких методов – групповая динамика. Этот метод используется для тренинга общения, решения внутриличностных проблем, а также для стимулирования творческих способностей личности (применен Б. и П. Холлеранами). Среди условий полноценной жизни выделяются: безопасность, уверенность в себе, самоценность, открытость, коммуникабельность. 

Метод трансцендентальной медитации
(изобрел Ф.Трейвис) заимствован из восточных практик самосовершенствования и использует некоторые идеи и приемы, с помощью чего человек может проникать в бессознательную сферу психики, овладевать собственными психическими процессами и состояниями, не поддающимися сознательной регуляции. Метод помогает снимать стрессы и предотвращать их появление. 

Метод формирования личностной целостности (автор Р.Пиви) основан на применении конкретных техник, близких к приемам психотерапии и направлен на снятие внутренних барьеров на пути к творчеству. Применяя методику формирования целостности и веры в себя, можно достичь психического здоровья личности, связанного с развитием способности к творчеству как в жизни вообще, так и в ее отдельных областях. 

Условием хорошей отдачи любого метода является его применение к ограниченному кругу ситуаций, адекватных его особенностям и возможностям. Более подробную информацию можно получить на сайте http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Allahv/03.php.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания