Одним из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является кроссенс.
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».
Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов - Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Бусленко (доктора технических наук, художника и философа).
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
- Определить тематику, общую идею.
- Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
- Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат).
- Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
Применение кроссенса возможно на любом этапе урока:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.
Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне - находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятом - создают свой кроссенс.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:
- развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению нестандартного мышления и креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Подробнее смотрите: http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ (Наука и жизнь, КРОССЕНС - ИГРА ДЛЯ ЭРУДИТОВ)
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин