23 марта 2016 г.

Современные образовательные системы и технологии, интерактивные методы организации учебно-воспитательного процесса

В последнее время много внимания уделяется вопросу использования интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных заведений. В чём же суть этого вопроса? Мы живём во время, когда сознание школьника трансформируется, приобретает новое содержание и миропредставление. С одной стороны, обучающийся из пассивного наблюдателя преображается в человека, который понимает действительную цену знаний, стремится к сотрудничеству с одноклассниками и учителем. А с другой стороны – на него наваливается огромный поток информации: телевидение, литература,  ИНТЕРНЕТ, разнообразные игры и  т.д. Всё это отображается на обучении детей, усвоении ими материала; получается ослабление внимания и умения сконцентрироваться на главном.

Современные тенденции образовательной среды диктуют новые направления в создании условий воспитательного процесса, уделяя больше внимания компьютерным технологиям.
Основное задание воспитательной деятельности учителя трудового обучения – это создание творческой среды для индивидуальной деятельности обучающегося с целью его самореализации.

Использование инновационных технологий на уроках трудового обучения превращает педагога из транслятора готовых идей в помощника, который желает помочь обучающемуся в преодолении преград, которые появляются в процессе получения знаний.

Интерактивное обучение – это создание комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную мощь, когда практически все учащиеся привлечены к учебной и трудовой деятельности, имеют возможность действовать в зависимости от имеющихся знаний.

Одним из путей развития коммуникативных способностей обучающихся являются ролевые игры. Например, чтобы решить проблему по запоминанию технических терминов, можно сочинить сказку. Роли, действующие лица выполняют дети. Интересно и тем, кто выступает, и тем, кто слушает, анализирует и ищет пути решения проблем.

Одна из причин успешного урока – это создание эмоционального настроя учебных занятий. Необходимо каждый урок начинать с сообщения интересных фактов, высказываний известных людей, фраз, поэтических строк, ролевых игровых моментов, которые нацеливают учеников на раздумья, способствуют развитию познавательной активности, задают тон в работе; используют множество приёмов и методов, которые повышают интерес к обучению и активизируют учебную деятельность детей. Такие методы в педагогике называют интерактивными.

В результате проведения уроков с использованием интерактивных технологий установлено, что трудовое обучение имеет значительный потенциал для формирования всестороннее развитой личности, которая максимально ориентирована в информационном пространстве. Использованные технологии повышают результативность обучения, способствуют воспитанию гуманных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Общаясь с обучающимися, необходимо постоянно переубеждать их в больших личных возможностях, потенциала для решения творческих заданий, стараться сформировать потребность в творческой деятельности. А развитие творческой деятельности является мощным стимулом рождения новых идей, поиску альтернативных решений, их анализа и синтеза и в будущем станет основой инновационного мышления. 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий