ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) школы Г. С. Альтшуллера. Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.
В своих размышлениях о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования Гин Анатолий Александрович акцентирует внимание на основное противоречие современного образования, — противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний.
До последнего времени увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.
Рекомендуем ознакомиться более подробно с материалом «Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» и курсом «Точилка для ума» в Универсариуме: http://universarium.org/?utm_source=SubscribePRO&utm_medium=email
Кафедра дошкольного и начального образования