30 марта 2016 г.

Психологическое сопровождение детей при переходе к школьному обучению

Как справедливо утверждают теоретики и хорошо знают практики, подготовка старшего дошкольника к школе - сложный период в жизни как самого ребёнка, так и родителей, будущего первоклассника. При этом процесс такой подготовки – задача комплексная, многогранная, охватывающая всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.

Основной источник проблем, связанных с переходом от дошкольного детства к школе, – новизна проживания ситуации для родителей и самого ребёнка. Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учёбе, о том, какое участие в школьной жизни детей могут принять разные люди и обстоятельства, разнообразны и часто непредсказуемы. Это и опыт собственной школьной жизни родителей. Это и истории, предлагаемые средствами массовой информации. Ещё существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями и знакомыми. Часто эти образы и прогнозы имеют выраженный чёрный или белый цвет, позитив или негатив. Родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя. Другие считают, раз ребёнок пошёл в школу, значит, он достаточно самостоятелен, и нет нужды его контролировать.

Подготовка к школе – это ответственный период для педагогов. У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с взрослым. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого в этот возрастной период. Этот факт побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и оказанию ребёнку поддержки в образовательных учреждениях. Подчас педагоги располагают чрезвычайно бедными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. Поэтому ещё одним направлением при подготовке к школьному обучению стало – повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подготовка к школе – сложный период в жизни ребёнка, его первый существенный социальный конфликт. Ведь известно, что сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика.

Связующим звеном между этими тремя субъектами образовательного процесса, испытывающими объективные трудности, выступают психологи системы образования. И работу по психологическому сопровождению детей при переходе к школьному обучению необходимо выстраивать и осуществлять планомерно и последовательно.

Для качественного осуществления этой профессиональной задачи предлагаем психологам образовательных организаций ознакомиться с апробированной и успешно используемой программой психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» педагога-психолога Шихахмедовой А.Ш.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства.

С содержанием программы можно ознакомиться по ссылке:
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/programmyi/news6024.html 

Кафедра менеджмента образования и психологии