22 апреля 2016 г.

Существует ли учебно-методическое обеспечение курса «Искусствоведческое краеведение Донбасса»?

Творческая группа учителей мировой художественной культуры «Обитель творца», организованная при отделе культуры и эстетики, второй год работает над созданием программного и методического обеспечения курса «Искусствоведческое краеведение Донбасса». Уже созданы программа, учебное и методическое пособия для 5 класса. Сейчас идет творческий процесс разработки программы и методического пособия для 6 класса.

Необходимость создания такого комплекса продиктована тем, что сегодня возрастает необходимость в укреплении духовного единства, консолидации общества, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, гордости за наш регион – Донбасс. Важность этой проблемы еще и в том, что, раскрывая перед учащимися диалектику общественных процессов, миновать проблемы, связанные с социальной ролью культуры, в частности, искусства, невозможно. Ведь каждый народ, большой и малый, формируясь и живя на определённой территории, стремясь сохранить свою самобытность, этническую историю, язык, народные знания, верования, развивает на основе традиций социальное устройство, семью, быт. Многовековая историческая связь, взаимное сотрудничество народов, населявших и населяющих территорию Донбасса, являются основой взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях.

Работая с литературой, архивными материалами, историческими и культурологическими источниками, участники творческой группы убедились в том, что без знания закономерностей культурного развития история общества не может быть понята достаточно полно. Мы также осознали ответственейшую задачу школы и почетный долг учителя – раскрыть перед детьми сложную и многогранную роль искусства в жизни людей во все времена, доказать то, что искусство помогает человеку познать мир и познать самого себя, формирует человека как личность.

Учитывая эти аспекты, изучение духовной культуры родного края представляет единую систему от 5-го до 11-го класса, которое направлено на постоянное, последовательное обогащение учащихся знаниями закономерностей её развития, где важнейшие явления культуры предстают перед школьниками в ярких образах искусства. Курс знакомит детей с традициями и обычаями, эпосом, фольклором, верованиями, зарождением декоративно-прикладного искусства, архитектуры, литературы, скульптуры, музыкального искусства народов древности, населявших территорию Донбасса до нашего времени. Мостом, соединяющим художественную культуру прошлых времен и современности, являются киноискусство, артефакты коллекций музеев, выставок, результаты археологических раскопок. Это своеобразный диалог времён, соединяющий эпохи, события, факты. 

Учителями разработаны сценарии всех уроков, подобран интереснейший иллюстративный материал, музыкальное сопровождение, созданы слайд-презентации. Практика уже показала, что этот курс интересен детям и успешно решает образовательные и воспитательные задачи.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел культуры и эстетики