22 апреля 2016 г.

Веб-квест - перспективное направление формирования информационных и коммуникативных компетентностей ученика

В связи с введением ГОС общего образования в школе технология образовательных веб-квестов получает сейчас второе дыхание и является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетентностей ученика.

Веб-квест - это не просто отчет или пошаговое учебное задание. Побудить учащихся попросту «профильтровать» содержание сайтов и сделать по ним презентацию - этого совсем недостаточно. Здесь требуется задействовать более высокие уровни мышления, а именно: анализировать, синтезировать полученную информацию, проявлять творчество, решать проблемные вопросы, выносить суждения и делать заключения. Чтобы научить этому, учитель может обеспечить учащихся некоторым руководством организации приобретения информации. Оно может иметь форму направляющих вопросов или направлений для завершения всей организационной структуры, как например, графики времени, ментальные карты или причинно-следственные диаграммы.

К образовательному веб-квесту предъявляются следующие требования:
  1. ясное вступление. На этом этапе ставится проблема, и роли участников должны быть четко прописаны;
  2. центральное задание должно быть понятно, интересно и выполнимо. На этом этапе объясняется задание учащимся, четко определяется итоговый результат самостоятельной работы. Например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена;
  3. наличие списка информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Учитель сам предлагает адреса необходимых сайтов, т.к. блуждание учащимися по сети без ясной цели в голове представляет довольно сомнительную образовательную ценность. Учащиеся должны расходовать свое время, используя информацию, а не выискивая ее в сети;
  4. наличие описания процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику, последовательности действий, разнообразные советы по выполнению того или иного задания. Выполнив все задания, учащиеся смогут успешно подготовить итоговую работу;
  5. описание критериев оценки выполнения веб-квеста дается в виде бланка. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, решаемых в веб-квесте;
  6. в разделе «Заключение» суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Веб-квест позволяет развить у учащихся такие умения, как:
  • осуществлять поиск информации,
  • определять тему или проблему,
  • отделять основную информацию от второстепенной,
  • фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного,
  • подробно (кратко) излагать содержание прочитанного, прослушанного, увиденного,
  • обобщать содержащуюся в тексте информацию,
  • выделять факты (примеры, аргументы) в соответствии с поставленным вопросом или проблемой,
  • делать выводы,
  • участвовать в беседе (обсуждении),
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Согласно данному подходу обучение становится менее ориентированным на учителя. Учитель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования. 

Деятельность учителя должна помочь учащимся развить качества, обозначенные в образовательных стандартах, и оценки учителя должны определить, могyт ли обучающиеся выполнить задание на установленных им уровнях. 

Таким образом, на наш взгляд, работа учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр менеджмента и аттестации