Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении связана с необходимостью информировать их о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности. Также важно дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор.
Сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать более эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов возник ещё в 20-е годы ХХ столетия в США. Идеи проектной деятельности разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предполагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Иначе говоря, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретённых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Содержание для такой работы необходимо взять из реальной жизни. Оно должна быть знакомо и значимо для обучаемого.
Таким образом, через проектную деятельность возможно не только получить сумму знаний, но и применить их на практике. Поэтому метод проектов представляется нам эффективным инструментом в профориентационной деятельности учителя в старших классах.
Более подробно с методом проектов в профориентационной деятельности учителя вы можете ознакомиться по ссылке http://festival.1september.ru/articles/551588/
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания