Профессиональное самообразование педагога возникает как одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе посредством педагогической профессии. Профессиональная деятельность выступает в сознании учителя не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть этой ценностью, стать субъектом профессионального педагогического творчества – это стержневая линия активности педагога во всей его учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности не только в освоении предметного содержания своей специальности и деятельности, но и развитии и самосовершенствовании своей собственной личности.
Стремительное развитие средств массовой информации – печати, радио, телевидения – включает в активную познавательную деятельность, как учащихся, так и преподавателей. Многочисленные вопросы учащихся требуют грамотных своевременных ответов, углубленных, научных знаний по учебным предметам, а значит, необходима целенаправленная организация самообразования, направленная на непрерывное повышение профессиональных знаний, культурного уровня педагога, его интеллигентности.
В современной образовательной ситуации гуманитарная культура педагога приобретает особую ценность. Технологизация образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной, прежде всего на человека. Профессиональное бытие педагога, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути - они отражают неразрывную связь педагога и учащегося.
Направленность содержания повышения квалификации может определяться в разумном сочетании потребностей каждого преподавателя и теми задачами, которые ставят перед собой коллектив.
Существенным вопросом организации самообразования становится разработка его оптимального содержания, учитывающего тенденции развития науки и образования, а также появление новых форм учебных заведений. При этом необходимо помнить о принципиальных отличиях самообразования от общепринятых форм учебной деятельности. Если знания, полученные в процессе обучения в вузе, служат фундаментом для развертывания деятельности педагога, то его самообразование способствует совершенствованию профессионального мастерства, решению конкретных задач педагогической деятельности.
Объективно возрастающая роль образовательного процесса в развитии личности, ее способности управлять собой, самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию побуждает пересмотреть представления о методах обучения педагогов. Необходимо, чтобы приоритетными в сфере последипломного образования педагогов были такие формы и средства, которые бы способствовали тому, чтобы каждый овладел методами самостоятельного поиска знаний в различных областях науки и культуры, теории и практики; непосредственно принимал участие в планировании и деятельностном освоении содержания образовательного процесса, ощущая себя субъектом своей познавательной деятельности.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений; педагогический опыт преподавателя является фактором изменения образовательной ситуации;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии; педагогическая рефлексия является необходимой деятельностью, направленной на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности.
Деканат факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогических кадров