Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
Несомненно, мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, перед памятью наших предков, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве тех, кто прошёл её дорогами. Мы должны сделать всё, чтобы ученики наши, наши воспитанники знали о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, читали об этом книги, рассуждали, декламировали, исследовали и делились мыслями на эту тему.
Именно поэтому задачами ученической конференции «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в Кировском районе было духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, оказание им поддержки в творческом развитии; поиск путей формирования эффективной информационной среды, повышающей роль социальной деятельности учащихся и патриотическое воспитание.
Уютный зал Центра духовного возрождения Донецкого края принял учителей и учеников 13 школ района. В исследованиях учащихся были и большие эпические произведения, и документальные очерки, и лирика. Безусловно, рассматриваемая тема сложна, многообразна, неисчерпаема, потому что и задачи литераторов, пишущих о войне, были огромны.
О поэзии говорили Орлова С. (ДОШ № 82), Прокопенко А. (СШ № 115), Власова Ю. (ОШ № 97), Глюза А. (гимназия № 92). Исследования образа птиц в лирике о войне, жанра фронтовых писем, сравнение поэзии К.Симонова и М.Джалиля были не просто убедительны, но и сопровождались декламацией и танцевальным этюдом. Отражение событий войны на жанровом своеобразии произведений, характеристике героев обзорно показали Будник Ю. (ОШ № 30), Воронкова О. (ОШ № 77), Семионкина О. (ОШ № 80). Подготовили исследование различных аспектов анализа повести М.Шолохова «Судьба человека» Чернова Д. (ОШ № 69) и Зеркаль И. (ОШ № 78). Тема «Молодой гвардии» всегда интересна для жителей Донбасса, так что совершенно не случайно Шаховой А. (ОШ № 76) построил своё выступление на изучении идейного своеобразия книги. И нельзя не сказать о глубоком анализе произведений В.Некрасова и В.Астафьева (Митягина Т., ОШ № 98 и Кузнецова Т., ОШ № 112).
Независимо от автора рассматриваемого произведения и глубины анализа выбранного аспекта, все выступления были объединены одним - желанием вникнуть в «строчки, опалённые войной», прикоснуться сердцем к теме, которую через испытания нынешней войной стали понимать глубже.
Знаете, что поражало больше всего? Тишина в зале во время выступлений участников конференции. Серьёзные лица, очень взрослый взгляд и, поверьте, воздух, наполненный чем-то необъяснимым… Казалось, что в зале, кроме нас, присутствовали и М.Джалиль, и О.Берггольц, и Сенька из рассказа Некрасова, и Любка Шевцова, и герой Бондарева – генерал Бессонов…
След в душе и памяти, гордость за тех, кто сумел воспеть подвиг нашего народа, надежда на то, что мир, жизнь, свобода и счастье будут основным достоянием нашего общества – таковы итоги районного мероприятия.
Как будто вновь я каждый день переживаю
Во мраке сомкнутых усталостью ресниц
И памяти руками разжимаю
Ладони слипшихся истории страниц…
Во мраке сомкнутых усталостью ресниц
И памяти руками разжимаю
Ладони слипшихся истории страниц…
Методический кабинет отдела образования администрации Кировского района г.Донецка
РМО учителей русского языка и литературы
РМО учителей русского языка и литературы